Соосновательницы Tkano — о бренде и производстве домашнего текстиля после ухода Zara и H&M Home
Рассказывают Юлия Пашментова и Александра Хлопушина
Tkano — молодой российский бренд, который выпускает домашний текстиль из качественных натуральных материалов — хлопка, льна и шерсти. Создатели и вдохновители марки — Юлия Пашментова и Александра Хлопушина. Юлия курирует производственный цикл на всех этапах: от создания коллекций и разработки продуктов до дистрибуции к потребителю, а также отвечает за маркетинг и продажи. Ранее она возглавляла отдел маркетинговых коммуникаций в американской компании Xerox на территории Евразии. Александра — основательница и генеральный директор группы компаний FineDesignGroup, в которую входит Tkano. Она начала заниматься дистрибьюторским бизнесом 13 лет назад, переехав из Москвы в Лондон. В Великобритании ей удалось привлечь к своему делу производителей дизайнерских товаров для дома и ряд европейских брендов.
«Большой Город» пообщался с Юлией и Александрой о том, как они искали белые пятна в отечественном производстве текстиля, расширили ассортимент своего бренда после ухода из России основных конкурентов, а также как создают коллекции в коллаборациях с дизайнерами и бюро.
Автор: Соня Глухова
Юлия Пашментова
соосновательница Tkano
Александра Хлопушина
соосновательница Tkano, генеральный директор FineDesignGroup
Первые коллекции
— В сентябре 2016 года на парижской выставке Maison & Objet мы познакомились с управляющим партнером известной шведской компании, производящей домашний текстиль. Вдохновившись лаконичным скандинавским дизайном и цветовой палитрой, мы захотели создать собственный бренд, не уступающий по качеству и дизайну европейским маркам.
Конкретные шаги по созданию бренда мы предприняли уже в 2017 году. Объездили и изучили фабрики Португалии, Турции, Литвы, Пакистана, Беларуси и России, отобрав самые лучшие для нашего производства. А потом оказались в Индии — одном из центров производства качественного текстиля из хлопка. Там мы по-настоящему влюбились в ткани и ощущения, которые дарит коже натуральное волокно, а также в процесс производства с многолетней историей.
Чтобы разбираться в тканях и уметь подбирать для каждого изделия наиболее подходящий материал, обе прошли обучение на курсе «Материаловедение» в Fashion Factory School. Позже подписали договор на создание коллекций с дизайн-студиями Solstudio и A-2-O, разрабатывающими современные и модные принты для домашнего текстиля, определили концепцию и цветовую гамму для наших изделий.
Мы внимательно изучали отечественный рынок, а также успешные кейсы западных брендов. На момент основания Tkano в сегменте домашнего текстиля не хватало базовых линеек с однотонными решениями и природными цветами, а также стильных дизайнерских принтов и ярко выраженных этнических мотивов. Поэтому мы постарались познакомить нашего потребителя с каждым из этих направлений, когда в 2018 году запустили первые четыре коллекции: Russian North, Cuts & Pieces, Ethnic и Essential. Каждая из них уникальна, выполнена в единой цветовой палитре и отражает дизайнерскую задумку. Тем, кто предпочитает сдержанные и спокойные варианты, подойдет базовая коллекция Essential. А для любителей деталей, декоративных элементов и ручной работы мы создали линейку Ethnic, где представлен текстиль с бахромой и объемным декором.
Производство и уход западных компаний
Производство нашей продукции начинается с разработки самой коллекции. Сначала это выбор принтов и цветовых решений, а далее — проработка того, как тот или иной рисунок может выглядеть на ткани. Речь идет и о простой печати на ткани, и о жаккардовом рисунке, и о применении иных декоративных приемов — вышивки, бахромы, аппликации или, например, использовании ворса разной длины для создания рисунка на коврах.
С самого начала мы работаем в двух форматах: импорт уже готовых изделий и пошив на месте из привезенной ткани. За годы сотрудничества с фабриками у нас сформировались очень хорошие отношения с производствами, поэтому они делятся с нами последними технологическими наработками, а мы думаем, как это можно применить в рамках наших коллекций. Производственный процесс занимает довольно много времени: от идеи и первых скетчей до готовых изделий на складе проходит в среднем 9–12 месяцев. Сроки зависят не только от сложности изделий, но и от логистики.
В конце февраля и в марте у нас было очень много переговоров с поставщиками: большинство нас поддерживало и переживало из-за происходящего, а некоторые европейские поставщики отказались от сотрудничества. Нас больше всего волновала неопределенность. На первых этапах было много вопросов с платежами и финансами, пришлось переходить в новые банки и привыкать к новым условиям работы и валютному регулированию. Также мы стали больше обращаться к российским фабрикам и надеемся вырастить из этого плодотворное сотрудничество.
В плане продаж и перспектив развития текущая ситуация при всей ее тяжести работает скорее в нашу пользу, потому что рынок покинули наши основные конкуренты — Zara Home и H&M Home, то есть освободился огромный сегмент. Мы и ранее планировали развивать смежные с текстилем категории и выпускать другие товары для дома. Но уход с рынка сильных игроков только ускорил принятие положительного решения и дал мощный толчок для запуска новых продуктов.
По нашим ощущениям, текущая ситуация сплотила локальные марки. Чувствуется огромная поддержка владельцев российских брендов, появляются новые интересные коллаборации, проекты. Иными словами, сейчас происходит вынужденная трансформация рынка, которая во многом может быть даже положительной.
Принципы и ассортимент
В основе всех наших продуктов — забота о повседневной жизни нашего потребителя и качество в сочетании с выразительностью. Для нас неприемлемо использование синтетики, за исключением наполнителей для некоторых изделий. Мы перепроверяем поставщиков, запрашиваем все сертификаты, а если возникают сомнения — проводим дополнительную профессиональную экспертизу.
Каждый год мы выпускаем новые коллекции, отражающие дизайнерские и цветовые тренды. В течение года также появляются новые модели или перевыпускаются популярные товары в этих же или других оттенках.
Сейчас в ассортименте Tkano шесть основных категорий текстиля: для столовой, спальни, ванной, кухни, детской комнаты и декоративный текстиль. Бренд представлен всеми возможными продуктами, за исключением штор, подушек и одеял. Традиционно самые сильные категории — постельное белье и банные полотенца. Если говорить про личный выбор, то мы тоже просто обожаем наши мягкие и плотные банные полотенца, а также линейку столового текстиля, особенно льняные изделия.
В 2022 году наш ассортимент дополнился двумя принципиально новыми категориями. Во-первых, мы добавили линейку Edge — декор для дома в современном дизайне, вдохновленный русскими традициями. А во-вторых, посуду для повседневной сервировки и хранения Kitchen Spirit в стиле рустик. Поэтому теперь Tkano — это не только текстиль, но еще и декор для дома.
В ближайших планах запустить ароматы для дома с диффузорами и ароматические свечи. Еще одно направление, над которым мы сейчас работаем, — вазы и кашпо для домашних растений. Дизайн получился очень интересным, надеемся его представить в последнем квартале 2022 года.
Коллаборации
Мы выпускаем коллекции совместно с разными дизайнерами, чтобы выделяться на рынке, быть заметными и уникальными. Стараемся работать с разными специалистами и агентствами, чтобы добиться разнообразия и свежести в дизайне. При этом никогда не загоняем дизайнера в жесткие рамки брифа: обсуждаем бренд, идеи, которые хотим транслировать, но считаем важным получить авторское прочтение ценностей нашего бренда.
У нас нет специальной процедуры отбора дизайнеров. С некоторыми мы создаем одну коллекцию, а кто-то работает с нами практически на постоянной основе. Например, за первой коллекцией Russian North мы сразу пришли в Solstudio, потому что они большие профессионалы в сфере разработки текстильного дизайна. Затем появились коллекции Cuts & Pieces, Wild и Tiny World, разработанные талантливыми дизайнерами из студии A-2-O.
После успеха первых коллекций мы поняли, что готовы к реализации более масштабного проекта с дизайнером с мировым именем. Нам хотелось сделать что-то уникальное, значительно отличающееся от того, что уже было, — так и сложился наш творческий союз с Димой Логиновым, результатом которого в 2020 году стала коллекция Freak Fruit, уже получившая две международные награды. В ближайшее время мы анонсируем вторую коллекцию Димы — Slow Motion, которая транслирует принципы и философию жизни slow living. Также до конца 2022 года коллекция Freak Fruit пополнится предметами сервировки, а Edge, дизайн которой разработал Николай Никитин, — декором для дома.
Скоро в ассортименте появится еще одна концептуальная коллекция декоративного текстиля. В центре главной дизайнерской идеи новой коллекции Terra — взаимодействие окружающей среды и человека. Линейка будет представлена коврами, пледами и декоративными подушками. Ее дизайнер — Абай Жумагулов, выпускник британского колледжа искусства и дизайна Central Saint Martins. В продаже также появится полная линейка текстиля Scandinavian Touch, которую мы создавали при участии финского дизайнерского агентства Ahokas.
Фотографии: Tkano