По данным hh.ru в 2023 году количество вакансий в России увеличилось на 76 % по сравнению с началом 2021 года, а число резюме за этот же период выросло всего на 15 %. О дефиците кадров говорят все — от чиновников до руководителей компаний, причем проблема распространена во всем мире. Одна из причин заключается в том, что после пандемии рынок труда и образ жизни людей сильно изменились.

В условиях высокой конкуренции компании используют новые инструменты для привлечения молодежи. Крупные ретейлеры подходят к задаче системно: внедряются в университетские программы и запускают платные стажировки на административные и технические должности.

Так, в НИУ ВШЭ действует магистерская программа «Менеджмент в ретейле», где практики обучают студентов современным технологиям Big Data, CRM и e-commerce. Осенью 2023 года сеть магазинов низких фиксированных цен Fix Price инициировала набор ассистентов тестировщиков, где начинающие IT-специалисты стажируются на проектах компании. В сентябре Х5 Group открыла прием заявок по пятнадцати направлениям на трудоустройство, получив несколько тысяч заявок из ведущих вузов — НИУ ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, МГИМО и других. Новички приступили к стажировкам в командах PR, GR, HR, стратегического маркетинга, комплаенса и информационной безопасности. Подобную практику тестируют и в сети «Вкусвилл». По данным открытых на hh.ru вакансий, стажеры в ретейле могут рассчитывать на ежемесячное вознаграждение в 60–80 тысяч рублей.

«Большой Город» пообщался с первопроходцами программы стажировок о популярных стереотипах про работу в ретейле и фактической занятости.

 

 

Даниил Журавлев

   

стажер в отделе поиска талантов

 Когда я рассказываю, что стажируюсь в Х5, знакомые в шутку спрашивают, в какой «Пятерочке» меня можно найти. А когда узнают, что работаю в HR и занимаюсь стажировками, «переобуваются» и уточняют, есть ли подходящие для них направления.

Сейчас я прохожу стажировку в отделе поиска талантов, по сути, работаю стажером для стажеров — помогаю другим студентам интегрироваться в компанию и выбрать подходящее направление. При этом после школы я и сам плохо понимал, кем хочу стать, когда вырасту.

Я окончил лицей при ВШЭ, поэтому по наитию поступил в этот же университет на направление «Бизнес-информатика» — раз везде говорят о том, что программисты очень востребованы. Спустя два года я отчислился, отслужил в армии, а затем поступил в МГУ на направление «Управление персоналом». К третьему курсу удалось научиться закрывать предметы «автоматом», поэтому появилось время на работу, и в этот момент мне рассказали про стажировку в Х5 Group.

 

 

 

«Прошел месяц, а никто так и не послал меня за кофе»

К стажерам относятся как к сотрудникам, которые впервые осваивают направление: дают месяц, чтобы во всем разобраться самостоятельно, а затем делегируют задачи. После первой зарплаты я решил купить пиццу на всех и угостить своих коллег. Сделал это со словами: «Прошел месяц, а никто так и не послал меня за кофе, так что я решил хоть чем-то вас угостить».

 

 

Как и многие стажеры, здесь я впервые познакомился со спецификой корпоративной культуры. Например, научился больше общаться по телефону. Не знаю, как в других компаниях, но в X5 самый эффективный способ коммуникации — это звонки. Так, за пару месяцев стажировки мой список контактов из 20 человек, которые я накопил за 20 лет жизни, расширился в разы.

Также удалось познакомиться и со спецификой самой компании. Я думал, что раз компания занимается ретейлом, то ориентирована на прибыль. Поэтому ты должен «банчить» и беспокоиться только о прибыли. Но первое, что мне сказали, когда я пришел в компанию, — были вводные о миссии, целях и корпоративной культуре. И когда я сам ищу кого-то на стажировки, то, в первую очередь, меня просят обращать внимание на мотивацию человека, открытость к новому.

 

 

 

Вероника Новоселова

   

стажер департамента по развитию бренда работодателя

 Стажироваться я начала с мыслью о том, что нужно развиваться, и хочу дополнить знания, которые получаю в институте. Это не первая стажировка, на которой я оказалась: также проходила их в «Эксмо» и «Яндексе», но в event-направлении. В брендинг же влюбилась благодаря своей преподавательнице, которая вела курс по теме, поэтому решила найти обучение именно в этом направлении.

Я проходила стажировку в управляющей компании, причем в первом потоке. Понравилось, что участников не просят перекладывать листочки и делать бесполезные вещи, а доверяют проекты, которые компания использует на практике, и в целом мотивируют остаться в компании.

Стажеры строят рабочее расписание индивидуально, в зависимости от своей занятости и учебы, сами регулируют свою нагрузку. Например, кто-то работает неполный день или полностью участвует в процессах удаленно, а я приезжаю работать в офис на семь часов перед вечерними парами. Сейчас я доучиваюсь в РАНХиГС на направлении «реклама», а в Х5 стажируюсь в департаменте развития бренда работодателя.

«Казалось, что это только магазины и та самая Галя на кассе»

Когда я начала говорить о работе с магазинами, родители запереживали, что я работаю в продуктовом магазине. Теперь же папа хвастается тем, что я сотрудник крупной компании, но все еще подстебывает фразами: «Ну что, когда идешь работать на кассу?» А вот бабушкам объяснить тяжелее, поэтому временами они смотрят на меня с жалостью.

Еще в школе нас пугали предрассудками: будешь плохо учиться — пойдешь работать кассиром. Но вот ирония: теперь мы с подругами-стажерами сами идем работать волонтерами на смены в рамках акции «Х5-ница», чтобы помогать коллегам в магазинах справляться с наплывом покупателей.

Когда я рассказывала о стажировке друзьям и родственникам, то оказалось, что в моем окружении ничего не слышали про группу компаний, только знакомы с «Пятерочкой» или «Перекрестком». Раньше и мне казалось, что это только магазины и та самая Галя на кассе. А оказалось, что внутри есть продвинутое IT-направление, дополнительные сервисы и разнообразные направления работы.

 

 

 

Артем Зельдич

   

стажер GR-блока

Еще в школе я заинтересовался работой в области взаимоотношений общества и власти: политическим консалтингом, политуправлением, GR и прочим. Поэтому стал изучать политологию в ВШЭ и даже успел заняться исследовательской деятельностью, но первый «полевой» опыт работы получил на стажировке в X5.

Как правило, очень трудно найти работу в направлении на низовом уровне: от тебя ждут опыт работы с госслужбами, которого у студента чаще всего нет. Поэтому очень обрадовался, когда увидел на карьерном портале анонс стажировки в GR. Я откликнулся на нее, чтобы посмотреть, как будущая работа устроена в реальности.

Оказалось, что для серьезной работы не всегда нужен деловой костюм 

Стажировка дала мне возможность попробовать на практике все, что я изучал в университете. Думал, что все будет намного строже: мы же общаемся с государством, и значит, все должно быть серьезно, а на работу надо ходить в деловом костюме. На деле я попал в дружную и приятную команду, а пиджак надеваю только для деловых встреч — или по настроению.

Интересно, что до стажировки я совершенно ничего не знал про ретейл — только что существует такое слово, а также что в магазинах сети можно купить продукты. Однако это никак не помешало на старте. Выстраивать здоровую и честную коммуникацию с государственными органами — универсальная задача, которая подходит как под ретейл, так и под другие сферы. Моя стажировка длится полгода, и я пытаюсь научиться всему чему можно. В этом смысле мне повезло с кураторами: дают попробовать что-то новое и интересное, а где нужно — предлагают помощь. В процессе работы я сориентировался в структуре сети, куда также входят «Много лосося» и «Чижик», самой специфике ретейла и принципах GR.