Психолог — о том, что происходит с нами во время переезда
И как помочь себе в случае вынужденной миграции
Автор: Александра Маркова
Эмиграция — всегда серьезные жизненные перемены, которые бывает непросто перенести. Смена контекста, новый язык и культурный шок требуют времени на адаптацию и последующую интеграцию в общество новой страны.
Текущая волна эмиграции, связанная со спецоперацией в Украине, оказалась массовой: из России уехали несколько сотен тысяч человек. Для многих из них переезд оказался вынужденным и незапланированным, а значит, сопровождался еще большим стрессом.
Вместе с журналисткой и психологом Александрой Марковой рассказываем, что происходит с человеком во время вынужденной эмиграции и как себе помочь.
Что происходит с нами в эмиграции
— Переезд в другую страну можно сравнить с кризисом, вызванным рождением ребенка или потерей самого близкого человека, — вся жизнь начинает кардинально меняться.
Мы неизбежно сталкиваемся с кризисом идентичности: ответы на вопросы «Кто я? Какой я?», которые мы имели раньше, перестают нас удовлетворять, а новые появляются далеко не сразу.
Наша роль в социуме меняется, и мы перестаем входить в доминирующее большинство. Кроме того, часто приходится приложить немалые усилия, чтобы подтвердить свои знания и профессиональные успехи в новой среде.
Классический цикл, через который человек проходит при переезде, описал канадский антрополог Калерво Оберг в 1954 году. Его модель включает четыре стадии.
Сначала наступает своего рода «медовый месяц» — время, когда эмигранту очень нравится страна, в которую он переехал. Как правило, в это время происходит идеализация новой локации и игнорирование недостатков: все вокруг кажется новым, интересным и безопасным.
Следующий этап — разочарование в стране. Эмигрант начинает сравнивать новую страну со старой и впервые начинает замечать, что ему чего-то не хватает: любимых продуктов на полках магазинов, близких людей рядом, привычных культурных традиций.
Кроме того, при эмиграции часто падает качество жизни. Банковские счета никак не открываются, квартиру снять не удается — розовая пелена спадает. Человек находит себя в измененных условиях, одиночестве и проживании внутреннего кризиса. Все вокруг вызывает раздражение, может развиться депрессия. Именно на этой стадии многие уехавшие возвращаются обратно.
Если эмигранту удается перейти к следующему этапу, то происходит приспособление. Через изучение новой среды снова становится возможна самореализация. Ежедневные задачи больше не кажутся невыполнимыми, а трудности — невыносимыми.
Наконец, последний этап — интеграция. Как правило, на нем эмигрант понимает и принимает культуру новой страны, коммуницирует с местными жителями, а его самооценка и эмоциональная выносливость стабилизируются.
Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие и снова отрицание
— Планируя переезд, люди, как правило, задумываются о профессиональных возможностях, инвестициях, будущем детей, стараются получить приглашение от работодателя или используют другие доступные варианты.
Экстренная миграция же напоминает эвакуацию: человек не имеет возможности качественно подготовиться к жизненным переменам, он хватает с собой пару чемоданов и уезжает куда глядят глаза (или где до сих пор открыты границы). Внутренняя мотивация — то есть самостоятельно выбранная на основе ценностей позиция — в этом случае вообще может отсутствовать.
Любой переезд сопровождается утратой и проживанием горя. Горевание — естественный процесс: при наличии времени и минимальной поддержки психика сама перерабатывает трагические события и адаптируется к новой реальности. Человек понимает, что потеря необратима, и — через принятие этого факта — учится жить в измененных условиях.
Помните широко известную модель Элизабет Кюблер-Росс, согласно которой в горевании человек проходит через отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, приходит к принятию? Отличительная особенность эмиграции текущей волны — ее пролонгированность. Многие не понимают, надолго ли они уехали, с чем столкнутся в новой стране и где смогут оказаться через год.
Люди полгода находятся в горевании, но стадии хаотично сменяют одна другую и накатывают как волны. Эмигрантов бросает от отрицания в депрессию, из депрессии в гнев, из гнева в торг и так далее. Утрат много, а оплакать уже случившуюся беду и пойти жить дальше пока никак не получается.
Тревога, фрустрация, неуверенность, надежда, страх, тоска, ностальгия, энтузиазм, злость, облегчение — весь этот широкий спектр чувств и состояний абсолютно нормален для текущего периода.
Как себе помочь
Примите изменения
— Чем ближе к реальности вы окажетесь, тем крепче сможете стоять на ногах. Часто людям в эмиграции хочется либо поскорее вернуть все как было, либо получить 100-процентные гарантии того, что его действия обязательно приведут к успеху, — это парализует и мешает двигаться вперед.
Позиция «хочу, чтобы все стало, как было раньше, и буду этого ждать» может сильно мешать адаптации к новой реальности. Найдите в себе смелость признать, что прежнюю жизнь вы, скорее всего, утратили навсегда.
Подумайте, как вы можете самореализовываться в новых условиях. Какие задачи и смыслы вы можете в них обнаружить? Что ценного вам дает жизнь в стране, в которой вы оказались?
Позиция «буду что-то делать в новой, только когда получу гарантии, что остаюсь здесь» тоже вряд ли конструктивна — никто не может обещать вам что-то наверняка, все меняется с огромной скоростью.
Но учить новый язык интересно и полезно даже в том случае, если через год вы уедете куда-то еще, а опыт успешного проживания кризиса сделает вас сильнее в будущем. Иначе можно застрять в синдроме отложенной жизни и годами жить «на черновик».
Верните себе субъектность
— Текущая волна эмиграции настолько резкая и массовая, что у вас может создаться впечатление, что вы ни на что не влияете. Вспомните, как вы принимали решение уехать. На чем оно основывалось? Если даже вы уезжали из страха или за компанию, найдите внутреннюю, персональную мотивацию — это знание даст вам силы выдерживать сложности и не опускать руки.
Ведите списки задач и фиксируйте даже самые небольшие дела, которые вы выполнили, вроде поиска химчистки и покупки билетов. Не обесценивайте маленькие шаги и не требуйте от себя прежней эффективности. Важно перейти от ощущения беспомощности, где «я ни на что не влияю», к созданию вокруг себя хотя бы небольшого пространства, где «я совершаю действия и вижу, к какому результату они приводят».
Воссоздайте ощущение дома
— Если вы находитесь далеко от дома, попробуйте отрефлексировать, из чего именно для вас состоит понятие «дом». Запах свежесваренного кофе, любимые книги, чудаковатый ковер — все это так или иначе можно повторить на новом месте.
Если это приятные ритуалы вроде субботнего завтрака с родственниками, созвонитесь с ними по видеосвязи в привычное время и накройте стол. Если скучаете по кошке, которую не смогли забрать с собой, попросите друзей записать ее мурчанье на диктофон и прислать вам.
Главное, хотя бы частично воссоздайте ощущение, что вы дома, даже если пока вы живете в отеле или во временной квартире.
Придумайте приятные ритуалы
— Наша психика очень любит все понятное, привычное и постоянное. Утренний кофе, пробежка, баня по выходным, чтение перед сном — вспомните, какие простые ритуалы стабилизировали и улучшали ваше состояние раньше. Если эти ритуалы невозможно сейчас воплотить, подумайте, какую именно ценность они вам давали. В каких еще формах ее можно реализовать?
Не откладывайте жизнь на потом — находите поводы для радости и не отказывайтесь от рутины. Виктор Франкл, переживший опыт пребывания в концентрационном лагере, рассказывал, что лучше других держались люди, которые продолжали жить, не рассчитывая на то, что однажды все закончится.
Сохраняйте гибкость и любопытство
— Любопытство и гибкость — качества, которые помогают находить выход даже из самых невыносимых ситуаций. Чем меньше вы ждете от опыта переезда, тем с большим принятием вы будете встречать и проживать неизбежные трудности адаптации. Завышенные ожидания от себя и внешней среды с большей вероятностью приведут к болезненным переживаниям.
Помните, что U-образная кривая адаптации может выглядеть как «хорошо, хуже, плохо, совсем плохо, лучше, хорошо», и это абсолютно нормально. Мы адаптируемся к любым изменениям, но это невозможно сделать экстерном — на это в любом случае нужно время.
обложка: fotofabrika — stock.adobe.com