В конце марта всех нас напугали тревожные новости о том, что привычные производители прокладок и тампонов приостанавливают поставки в Россию. К счастью, этого не случилось, но остался вопрос — почему российские бренды не могут сделать хорошие прокладки? Кажется, теперь он отпал. Мы поговорили с основательницами бренда Purpur Еленой Захаровой и Анфисой Савченко о том, почему они решили начать выпускать свои прокладки и почему на них стоит обратить внимание.

Purpur — это «магазин и медиа о сексе». Как сами пишут о себе основательницы, «Лена и Анфиса придумали Purpur, когда не нашли красивых и приятных продуктов для секса». Все началось с идеи лубриканта и переросло в серьезный диалог о сексе. Сейчас магазин бренда предлагает стильный лубрикант на водной основе, игры о сексе, семье и отношениях. Прокладки — самый новый продукт, их можно приобрести по цене 290 рублей за десять штук.

Автор: Настя Щербакова

Анфиса и Лена (справа)

— Как и когда появилась идея этого запуска? Почему среди всего многообразия продуктов для месячных вы выбрали именно прокладки?

Анфиса: Этой весной мы ощутили, что портфель нашего бренда Purpur не такой сбалансированный, как хотелось бы. Как только случился кризисный момент, наши товары, которые так или иначе относятся все же к категории развлечений, просели в продажах. Мы захотели создать продукт, который будут покупать вне зависимости от того, какое время года, какие обстоятельства. Как любит говорить Лена, некая гречка в нашем портфеле, которая будет давать стабильный приток денег. Так появилась идея запуска прокладок.

Изначально Purpur — бренд про диалог. Мы часто поднимаем неудобные темы, учим о них говорить, а месячные — это одна из таких тем, табуированных и запретных. Для нас это не какой-то женский секретик, нам захотелось поговорить о них по-новому, в ключе, что это естественно, это твоя суперсила. Мы хотели сделать много контента на тему опыта менструации у разных людей, как они с ним справляются. Выделили для себя целое направление тем, о которых могли бы поговорить. Для нас это продукт про коммуникацию.

Елена: В перспективе мы хотим выпускать и тампоны, и менструальные чаши, и трусы, конечно. Но мы все-таки бизнес и считаем деньги. Прокладки оказались самым адекватным, что можно запустить, с чего можно зайти.

Анфиса: Если посмотреть на товары личной гигиены, которые используют люди с менструацией, то больше 80 % приходится на прокладки. Чаши — меньше 5 %. Мы шутим о том, что этим продуктом пользуются только внутри Третьего транспортного кольца — очень ограниченная аудитория, которая заботится об экологии. В перспективе она будет расти, но на ней нам будет сложнее поддерживать бизнес.

В комментариях под постами о запуске прокладок мнения разделились. Кто-то радуется, а кто-то упрекает, что прокладки не перерабатываются, а остальные требуют менструальную чашу.

Елена: У нас очень особенная аудитория. Если почитать наши комментарии, то кажется, что чашами пользуются 95 %, а 5 % — еще пока нет. Но если смотреть на картинку в целом, а мы как бизнес должны это делать, мы понимаем, что разумным решением будет начинать не с чаш. Любое производство — это очень дорого.

— А если смотреть дальше, то как бы вы развивали линейку гигиенических продуктов Purpur?

Елена: Тампоны, прокладки из органического хлопка и только потом менструальные чаши. Но чаши — это проект, который мы запустим в тот момент, когда все окупается и хорошо продается, когда у тебя есть лишние деньги и ты можешь ими пожертвовать. На менструальных чашах не заработаешь, это скорее про хороший проект.


Нужно было отправить прокладки в сертифицирующий орган для тестов. После девчонки из лаборатории написали продакт-директору: «Прокладки — топ! Как только они выйдут, пожалуйста, скажите, где их можно будет купить»

— С чего начался запуск прокладок? Как вы нашли свое производство?

Анфиса: Основным для нас стал наем продакт-менеджера, которая помогала нам вести этот проект от и до. Мы с Леной были верхнеуровневым согласующим звеном, а в основном нашим проектом занималась наша менеджерка. Изначально мы должны были определиться с производством, поэтому заказали образцы с заводов России, Казахстана, Беларуси и Китая. Это основные страны, где есть производственные линии средств гигиены. Мы дождались, чтобы все образцы до нас доехали, и начали их тестировать.

Как правило, это был тест на непромокаемость. Мы наливали побольше воды и смотрели, насколько они сохраняют влагу, в течение какого времени, насколько не пушится, не сыпется материал, из которого сделана прокладка. Когда у нас появились лидеры, мы уже начинали смотреть на стоимость производства, минимальные партии, потому что мы пока еще малый бизнес и нам очень важно, чтобы объемы, которые готово дать производство, соответствовали тому, что мы можем оплатить. Нашли для себя идеальную комбинацию качества, стоимости и размера партии и уже дальше заключали контракт с этим производством. Лидером по всем пунктам у нас оказался Китай. Потом у нас была процедура регистрации и получения СГР (Свидетельство о государственной регистрации продукции), а также решение вопросов с транспортировкой прокладок в Россию. Наш продакт-директор Анастасия присылала нам картинки в реальном времени, как едут прокладки по России. Когда они доехали, мы занялись веселой и приятной частью работы — съемками и маркетингом.

Елена: В целом от задумки до воплощения прошло примерно полгода. Мы начали в конце марта, это был долгий процесс.

— А чем так понравилось производство в Китае?

Елена: В целом было ожидаемо, что выиграет Китай. У них суперцены. Есть вопрос с доставкой, она стоила как еще одна партия. Но даже с учетом этого по цене и качеству Китай очень сильно выигрывает.

Анфиса: Лет 10–15 назад многие считали, что если Китай, то может быть качество похуже. По нашей категории мы видим, что такие времена закончились. Стандарты качества очень выросли, поэтому на всех тестах Китай был на первом месте.

Елена: У нас был очень милый момент. Чтобы пройти государственную сертификацию, нам нужно было отправить напрямую с производства прокладки в сертифицирующий орган для тестов. Девчонки из лаборатории после них написали нашему продакт-директору: «Прокладки — топ! Как только они выйдут, пожалуйста, скажите, где их можно будет купить». Мы тогда всей командой умилялись, как здорово такое слышать.

— Есть ли что-то, что выгодно их выделяет среди уже существующих?

Елена: Мы не претендуем на инновационность, это просто еще один вариант. Если вы уже нашли классные и подходящие прокладки, то мы тут никакую Америку не изобретем. Это просто будет еще один продукт высокого качества на рынке. Но если вы не нашли хорошие прокладки, то кажется, что наш суперуниверсальный продукт может подойти. Я честно вылила в одну прокладку два стакана воды, и она выжила. Думаю, это классный вариант.

— Что вы бы ответили вашим комментаторам, которые пытаются понять, почему они должны купить именно ваши прокладки, а не более дешевый вариант из магазина у дома?

Елена: Вы можете купить прокладки в магазине у дома. У всех нас есть выбор, тысячи видов каждого продукта. Мы все выбираем, учитывая удобство, маркетинг, внешний вид продукта. Не буду врать, что с этими прокладками у тебя будут самые лучшие месячные. Просто нам кажется, что мы сделали хороший продукт.


Хотелось сохранить красный цвет, потому что в рекламе прокладок и упаковке используются синяя жидкость, все такое зеленое, синее, полный уход от ассоциаций с кровью. Нам все-таки хотелось говорить об этом прямо, поэтому мы оставили малиново-красные буквы и капельки

— Мы все видели стандартную упаковку прокладок. Когда вы разрабатывали дизайн упаковки, вы в него вкладывали какой-то смысл? Хотели что-то поменять?

Елена: Мне было очень важно, чтобы мы выдержали баланс. Хотелось быть эстетичными и дерзкими, какими мы бываем обычно, но при этом довольно массовыми. Прокладки — наш самый массовый продукт. Главная цель — поставить его в обычных магазинах. Нам хочется, чтобы он выделялся, но оставался понятным. Мы особо не мудрили с дизайном, делали лаконично и просто, крупно писали «прокладки». Единственное, лично мне хотелось сохранить красный цвет, потому что в рекламе прокладок и упаковке используются синяя жидкость, все такое зеленое, синее, полный уход от ассоциаций с кровью. Нам все-таки хотелось говорить об этом прямо, поэтому мы оставили малиново-красные буквы и капельки. Мы заказали очень классную иллюстрацию вагины и разместили ее внутри коробки. Этого вообще не видно, пока ты не придешь домой и не распакуешь коробку. Открываешь, а у тебя внутри — космическая вагина.

Есть еще одна новая иллюстрация вагины, которую мы планируем сделать на следующей партии прокладок. Мы договорились, что на каждую новую партию будем делать новую иллюстрацию. Она внутри, чтобы не отпугивать. Это скорее пасхалка, которую некоторые могут даже не заметить. Еще у нас есть партнерство с Центром помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры». Мы положили внутрь небольшие открытки, где очень аккуратно написаны контакты центра. Это линия помощи, на которую можно написать или позвонить. Небольшой вкладыш вложен между прокладок и не выпячивается. Это была наша личная инициатива, мы подумали, что прокладки — достаточно деликатное место, где об этом можно сказать.

— Сейчас прокладки можно купить у вас на сайте. А где еще их можно найти? В какие магазины вы планируете встать? Можно ли будет заказать ваши прокладки в «Самокате» или «Лавке»?

Елена: Мы совсем скоро появимся на маркетплейсах. Хочется надеяться, что «Самокат» прочитает это интервью и возьмет нас!

Анфиса: Я хочу передать менеджеру Дмитрию из «Яндекс Лавки»: возьмите прокладки! Мы очень стараемся встать в доставки, к которым все привыкли в Москве и Питере. Пока идут переговоры, есть свои нюансы. Надеемся, что в течение 2023 года мы все-таки там появимся. Сейчас сложно что-то прогнозировать с большими сетями. У нас есть список, наш вишлист. С января у нас появится сотрудница, у которой как раз есть экспертиза в работе с сетями. Она будет помогать нам в них проникнуть.

Елена: Изначально мы должны были получить прокладки в конце сентября — начале октября. Тогда бы у нас был достаточный период до Нового года, чтобы успеть куда-то зайти. Заранее, еще летом, мы нашли сотрудника, который как раз работает с большими федеральными сетями. Прокладки пришли только в ноябре, и мы поняли, что сейчас начинать работу нет смысла, потому что все сети уже думают только про Новый год и огромную прибыль, которая их, возможно, ждет. Так что работу по завоеванию сетей начнем в январе. Это наш основной упор — вставать в магазины и маркетплейсы. Прокладки — не тот товар, который будут покупать в интернет-магазине. Они все равно у нас есть, но мы хотим попасть в сети, чтобы заработать много денег и выпустить тампоны, чаши и все остальное.

— Ваш лубрикант же уже стоял в «Лавке». Что случилось?

Елена: Случился февраль. «Лавка» решила сократить продуктовую матрицу, мы попали под это сокращение. Нам не повезло.

Анфиса: Вообще мы заметили, что нам проще встать там, где байеры — женщины.

Елена: Например, мы общаемся с «Золотым яблоком» и «Республикой». Где «Республика», а где прокладки? Кажется, что это два разных мира. Но за счет того, что и там и там — женщины, гораздо проще объяснить, почему у продукта, который так выглядит и стоит дороже, чем конкуренты на рынке, есть потенциал. Убедить в этом байера-мужчину гораздо сложнее. Это мое личное чувство.

— Вы сталкивались с каким-то непониманием из-за продукта внутри команды или от тех же байеров? Не было вопросов к прокладкам?

Анфиса: Прямого вопроса мы не встречали, но если бы он возник, то ответ в том, что Purpur — это sexual-wellness-бренд. В понятие «велнес» входит много всего, гигиена в их числе. Для нас это кажется логичным шагом.

— Никогда не думали о производстве игрушек?

Елена: У меня не было интереса к этой сфере.

Анфиса: Я тоже так считаю. У нас пока нет какой-то гениальной идеи, чего бы мы могли добавить интересного в эту нишу. А просто произвести свой гаджет, чтобы он был, мы не готовы. Только когда у нас появится какая-то задумка с точки зрения эргономики, принципа работы или диалога.

Елена: Нам нравится делать обыденные вещи и говорить о них не так, как все. В сфере секс-игрушек сейчас интереса нет. Может, это еще изменится.


Женщинам гораздо проще объяснить, почему у продукта, который так выглядит и стоит дороже, чем конкуренты на рынке, есть потенциал. Убедить в этом байера-мужчину гораздо сложнее

— Успеете выпустить что-то еще до Нового года? Ждать новинок?

Анфиса: В декабре у нас выйдет новый продукт — возбуждающий гель. А в начале года планируем выпустить еще одну игру. В начале января проведем стратегическую сессию и обсудим, что будет дальше. У нас есть задумки еще с этого года, которые не были реализованы, возможно, возьмемся за них. Мы хотели выпустить съедобный лубрикант со вкусом для орального секса.

— Где все это можно будет купить?

Елена: Всю информацию можно найти в специальном разделе на сайте. Мы бы хотели отметить «Республику» и несколько точек «Золотого яблока» в Москве. У «Республики», кстати, есть магазины, которые и ночью работают, можно покупать в любое время суток. Еще мы очень ценим поддержку маленьких партнеров. Я, например, очень радуюсь Казани и магазину «Смена». Мне кажется, у них там какое-то суперкомьюнити, все очень отзывчивые. Они, кстати, открывают новый магазин в Уфе. Из маленьких еще хочется отметить Екатеринбург. Там тоже есть свой центр силы, они постоянно делают какие-то классные конференции и лекции.

Фотографии: Purрur