В чем феномен «Французского связного»?
О фильме и его режиссере — в новой рубрике «Кино на выходные»
7 августа умер американский режиссер Уильям Фридкин. Звездный час этого классика Нового Голливуда наступил с выходом «Французского связного» и «Изгоняющего дьявола». Обе картины изменили взгляд на кино, сформированный европейскими новыми волнами. Первый выпуск рубрики «Кино на выходные», где наш критик Артур Завгородний советует хороший старый фильм, мы решили посвятить именно этому режиссеру и его детективному триллеру, который принес Фридкину первый и последний «Оскар».
Автор: Артур Завгородний
«Французский связной»/The French Connection
Режиссер
Уильям Фридкин
В РОЛЯХ
Джин Хэкмен, Рой Шайдер, Фернандо Рей
Можно долго спорить, какой фильм Уильяма Фридкина — главный. Режиссер, давно утративший вдохновение и фантазию, сделал и тревожного «Экзорциста», который справедливо называют его самой совершенной картиной, и монументального «Колдуна», ремейк «Платы за страх», который, по сути, погубил его карьеру. Потом был скандальный «Разыскивающий», где Аль Пачино бродил по гей-клубам в поисках маньяка, и неонуар «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», где одну из первых серьезных ролей сыграл молодой Уиллем Дефо. Однако знаменитым Фридкина сделал криминальный триллер «Французский связной» с Джином Хэкменом и Роем Шайдером.
Оскароносный фильм, снятый как раз когда Никсон объявил войну наркомании, поразил зрителей не столько историей, сколько документальным изображением злых улиц. «Французский связной» не балует открыточными видами Нью-Йорка. Грязный и промозглый мегаполис 70-х похож на вонючую канаву, где повсюду валяется мусор, дымят трубы и толпятся разве что бродяги, наркоманы и проститутки. Вот и детективы, которые совсем не выглядят как голливудские звезды, настолько же суровы, как этот душный и порочный город.
Крутые детективы Дойл (Хэкмен) по кличке Попай и его напарник Бадди (Шайдер) пытаются перехватить огромную партию героина, прибывающую в Америку из Европы и спрятанную в кузове автомобиля. Оба хотят сорвать сделку и поймать контрабандистов, оба отважны и решительны, но именно герой Хэкмена — настоящий цепной пес. Он страшно дерзок, не стесняется в выражениях, доверяет только своей чуйке, а зайдя в кабак, с удовольствием кому-нибудь набьет морду. Хмурь и цинизм определяют «Французского связного», который, как казалось самому Фридкину, станет катастрофой.
Американскому триллеру наконец-то добавили европейской остроты. «Если бы кого-то ранили или убили, я бы писал это из тюремной камеры. Почему я это делал? Я разделял их [героев] одержимость», — признался режиссер в своей автобиографии, вспоминая съемки автомобильной погони за поездом, которая должна была стать полной противоположностью погони в «Буллите». У Фридкина зритель следит одновременно за «надземкой» и героем Хэкмена, который отчаянно, свистя тормозами, мчится за ней на «Понтиаке». А предшествует этой грандиозной и совершенно дикой сцене слежка, полная саспенса, которая с улиц переходит в метро, где героиновый король в конце концов ускользает.
«Французский связной» — триллер с особым напряжением и гнетущей атмосферой, сделанный с риском и стилем. Фридкин снимал грубо и грязно, но сам фильм получился почище героина. Злые погони, съемка репортажная. Картина стала новым лицом полицейского триллера, потому что была сделана так, будто это случилось на самом деле, будто камера не знала, что произойдет. Один из главных режиссеров Нового Голливуда ушел, но оставил нам крупный план лютого Хэкмена и оглушительный выстрел в неизвестность.
Фотографии: Twentieth Century Fox