«Гран Туризмо» основан на невероятной истории геймера, механика и маркетолога, которые рискуют всем, чтобы побороться за место в самом элитном виде спорта. О том, как новый фильм Нила Бломкампа, режиссера «Района № 9» и «Элизиума», пропагандирует романтику гонок и виртуальной реальности — в материале Артура Завгороднего.

 АВТОР: Артур Завгородний

 

«Гран Туризмо»/Gran Turismo

РЕЖИССЕР

Нил Бломкамп

В РОЛЯХ:

Дэвид Харбор, Орландо Блум, Джимон Хунсу, Арчи Мадекве

Парнишка из рабочей семьи сидит за рулем гоночного симулятора и внезапно, вопреки обстоятельствам получает от Nissan и Sony приглашение поучаствовать в профессиональных гонках. Как заявляют авторы «Гран Туризмо», эта история — не выдумка. Мальчик из низов действительно играл в приставку и доигрался до знаменитого «Ле-Мана».

 

 

Режиссер Нил Бломкамп не новичок. Примечательно, что несколько лет назад он снял рекламу для BMW. Камера у Бломкампа завораживающе летает над дорогой, а графика напоминает зрителю о тесной связи игры и жизни. Дома главный герой представляет, будто он мчится по настоящей трассе, а на трассе — будто сидит дома. Но важно то, что «Гран Туризмо» есть не что иное, как реклама, которая встроена в историю успеха. Всю дорогу нам с умным видом продают виртуальный мир как побег от современной реальности. Отсюда и стремление пиарщика Nissan, персонажа Орландо Блума, убедить публику, что каждый играющий может стать героем.

 

 

«Гран Туризмо», как любая спортивная драма, рассказывает о силе веры и духа. Янн Марденборо, сидя перед монитором, мечтает стать гонщиком, в то время как его брат с отцом пинают мяч на улице. Мальчишку из комнаты не вытащить — он прикован к приставке ради высокой цели. И вот однажды мечта геймера сбывается. Янн садится за руль настоящего гоночного Nissan и превращается в бренд. Отец с матерью плачут. Трибуны ликуют.

В фильме Бломкампа нет ничего волнующе нового. Герой, в которого никто не верит. Его ворчливый наставник, в прошлом гонщик, которому не покорился «Ле-Ман». Трагедия, которая человека с улицы сломила бы, геймера делает сильнее. Впереди его ждет легендарный турнир, а дома — любимая девушка. Кузова спорткаров, рычание двигателей, изгибы трасс, запах бензина и жженой резины наверняка кого-то возбуждают. Романтика гонок. Пижоны на люксе. Токио. Дубай.

 

 

Персонажи восхищаются, насколько компьютерные игры реалистичны, но даже в таком фильме парадоксальным образом проскальзывает мысль, что реальность важнее симулятора. «Гран Туризмо» демонстрирует страстную любовь к технике, однако такое неприлично шаблонное кино мог бы сделать кто угодно. Драма, где Бломкамп вновь связал человека и машину, получилась абсолютно механической по форме и содержанию. Автора не видно — только производителя.

Видеоигра, рассказывают нам, раздвинула горизонты и открыла ребенку дорогу в один из самых элитных видов спорта, о котором мы толком ничего знаем, даже добравшись до финиша. Но неужели кто-то всерьез поверит, что приставка с игрушкой, которая на самом деле только ворует время и воспитывает потребителя, изменит окружающий, реальный мир?

 

 ФОТОГРАФИИ: Sony Pictures Releasing