«Великая ирония»: Не будем полагаться на случай
Экзистенциализм для чайников в новой и, возможно, последней картине Вуди Аллена
На большие экраны выходит романтическая трагикомедия Вуди Аллена, где решающую роль опять играет слепой случай. «Великая ирония», представленная на юбилейном Венецианском кинофестивале, стала для 87-летнего режиссера первой картиной на французском языке. Сюжет разворачивается в Париже, где замужняя девушка влюбляется в старого знакомого. Остроумно? Тонко? Как бы не так. «Великая ирония» (или «Счастливый случай») вовсе не такая великая.
АВТОР: Артур Завгородний
«Великая ирония»/Coup de Chance
РЕЖИССЕР
Вуди Аллен
В РОЛЯХ:
Лу де Лааж, Нильс Шнайдер, Мельвиль Пупо, Валери Лемерсье
Старик Вуди Аллен, обвиненный, как Роман Полански, во всех смертных грехах, представил свой 50-й и, возможно, прощальный фильм, который выглядит и звучит знакомо. Те же вступительные титры, тот же джаз за кадром, те же запутанные отношения мужчин и женщин, влюбленных и разочарованных, но вместо Нью-Йорка события картины, снятой итальянцем Витторио Стораро, происходят в Париже.
«Великая ирония» — первый фильм Аллена на иностранном языке. Американский классик, всегда снимавший по картине в год, давно не удивляет. «Великая ирония», похожая на «Матч поинт» и «Иррационального человека», рассказывает о встречах, расставаниях, супружеской неверности и, как следствие, преступлении и наказании. Аллен сменил место, но не темы, поэтому это кино трудно принять с восторгом.
По дороге на работу парижанка по имени Фанни случайно встречает школьного друга Алена, который с ходу признается девушке в любви и возвращает ей жажду жить. В отличие от ее ревнивого и мстительного мужа Жана, у которого денег как грязи, Ален — писатель и романтик. Он верит не в разум, а в порыв. На этом конфликте классического любовного треугольника без нытья, сарказма и скандала Вуди Аллен обыгрывает комедию, криминал и мелодраму.
«Великая ирония» чрезвычайно легкомысленная и насквозь буржуазная, милая и банальная, как сама жизнь. Все культурно, интеллигентно. Молодой мечтатель рассказывает девушке о своей влюбленности. Она, в свою очередь, листает его свежую рукопись и кокетливо отказывается от подарков мужа, чтобы не чувствовать себя трофейной женой. Не просто так ее благоверный, одержимый контролем, хвастается игрушечной железной дорогой, занимающей целую комнату их роскошной квартиры. Состав движется по строго заданному маршруту, что соответствует характеру этого хозяина жизни.
Режиссер не потерял популярности ни среди зрителей, ни среди критиков, притом что он никогда не был перфекционистом. В картинах Вуди Аллена всегда есть ощущение недоделанности. Вот отлично придуманная сцена — но что же она так скучно снята и смонтирована? Видно, что он обладает не кинематографическим, а литературным мышлением. Вот и эта воздушная парижская история без потока острот распадается на серию миниатюр, похожих на импровизацию. При этом сам рассказ о маленькой интрижке, ведущей к смыслу бытия, удивительным образом не вгоняет в тоску.
В повседневной скуке и пустой болтовне герои заново переживают свою юность, потягивают изысканные вина и ужинают в дорогих ресторанах, размышляя о судьбе, выборе, упущенных возможностях и счастливых случайностях. Любовник покупает героине лотерейный билет, пока ее муж увлекается охотой, где в конце концов стреляет чеховское ружье. Жизнь — зловещий фарс, и многое зависит от удачи, поэтому будь что будет, но для нью-йоркского классика пришло время остановиться — его лучшие фильмы остались в истории.
Фотографии: «Вольга»