В мире продолжается марафон главных выставочных блокбастеров — в этом году практически одновременно проходят Венецианская биеннале, выставки Documenta 15 и Manifesta 14, Берлинская биеннале скоро передаст эстафету Стамбульской. Но тем, кто не может позволить себе заграничные поездки, не стоит расстраиваться — московские институции и кураторы тоже не дремлют: братья Морозовы в Пушкинском, Дягилев в Новой Третьяковке, впечатляющие звуковые скульптуры в «ГЭС-2». Но это далеко не все, что ожидает нас вместе с первыми холодами. «Большой Город» собрал еще 12 выставок, на которые стоит обратить внимание этой осенью.

Автор: Ника Комарова

«Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»

МУЗЕИ


МЕЛЬНИКОВ / MELNIKOFF

Когда

с 5 октября до 23 января

где

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева


Отдушина для тех, кто никак не может попасть на экскурсию в Дом Мельникова. Государственный музей архитектуры открывает масштабный проект про жизнь и творчество его создателя — одного из гениальнейших архитекторов ХХ века Константина Мельникова. Это результат колоссальной исследовательской работы, по итогам которой, например, удалось реконструировать персональную экспозицию Мельникова на V Триеннале в Милане 1933 года по единственной фотографии. Но главная изюминка выставки — серия макетов нереализованных проектов мастера.

«Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»

Когда

до 13 ноября

где

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков


Простаивая в очереди на «Морозовых», не пропустите еще одну интересную выставку в Пушкинском музее. Галерея искусства стран Европы и Америки представляет первую часть проекта, посвященного слепоте, а также альтернативному мультисенсорному восприятию искусства. Название выставки отсылает к работе Зигмара Польке «Котел алхимика» про опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения. Ставить под сомнение достоверность нашего зрительского восприятия будут работы немецкого художника эпохи Северного Возрождения Альбрехта Альтдорфера, Пикассо, московского нонконформиста Иосифа Гинзбурга и множества современных авторов. Помимо лекций и дискуссий, в образовательной программе числятся ольфакторные мастер-классы и телесно ориентированная медиация.

«Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»

Когда

с октября по февраль

где

Музей «Новый Иерусалим»


Всего на выставке будет представлено более 70 произведений с хедлайнерами в лице Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса и Яна Брейгеля Бархатного. Структура экспозиции обещает познакомить зрителя с историей возникновения арт-рынка и расскажет о сложных организационно-деловых и творческих взаимоотношениях между художниками, учениками и подмастерьями, а также между заказчиками живописных произведений, арт-дилерами и коллекционерами. Отличный повод для поездки за город, пока не начались холода.

«Ян Гинзбург. Швейно-пишущий Эд. Пролог»

ГАЛЕРЕИ


«Ян Гинзбург. Швейно-пишущий Эд. Пролог»

Когда

до 6 октября

где

Галерея ISSMAG


Камерная галерея, расположенная в здании бывшей конюшни ХIХ века в Малом Каретном, представляет масштабный художественно-исследовательский проект Яна Гинзбурга, в основу которого легли архивы Эдуарда Лимонова (до этого автор работал с наследием нонконформиста Иосифа Гинзбурга и концептуалиста Ильи Кабакова). В начале 70-х будущий писатель только перебрался из Харькова в Москву и зарабатывал на жизнь пошивом модных брюк для местной богемы. Коллажи Гинзбурга конструируют воображаемые портреты того или иного клиента при помощи выкроек Лимонова, а также фрагментов книг, газет и быта того времени. Куратор проекта — небезызвестный искусствовед и арт-критик Валентин Дьяконов.

«Духовка без мяса»

Когда

до 7 октября

где

Галерея Syntax


Одна из 12 выставок, недавно открывшихся в Cube.Moscow на минус 2 этаже отеля Ritz. В качестве материалов художник Дмитрий Булныгин использует керамику, папье-маше, старые обои, шелуху и кору деревьев. Контрасты живого и мертвого, полного и полого, реального и иллюзорного порождают оптические иллюзии и в какой-то степени даже напоминают детские ночные кошмары — когда в темноте начинаешь видеть монстров на обоях. Термин «духовка» из названия выставки отсылает к лексикону московских концептуалистов, которые любили подшучивать над произведениями с претензией на «духовность».

«Автаркия»

Когда

до 16 октября

где

Галерея Ruarts


Выставка для экоактивистов и приверженцев безотходного образа жизни. Бывший уличный художник Миша Бурый уже много лет создает объекты и ассамбляжи из производственных отходов (бумаги, пластика, фанеры, строительных материалов), созвучные таким актуальным «проблемам первого мира», как массовое потребление и информационная гигиена. Помимо фирменных антропоморфных скульптур на выставке будут представлены новые живописные работы автора.

«Кондуит и Швамбрания»

КУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА


«Кондуит и Швамбрания»

Когда

до 30 сентября

где

Дом творчества Переделкино


В Доме творчества Переделкино волне успешно продолжается серия литературных выставок. До конца сентября стоит успеть на светлую экспозицию, посвященную книге «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля — сегодня эта автобиографическая повесть актуальна как никогда. Если в оригинальном тексте побег от несправедливостей мира (войн, революций и перестроек) в прекрасную вымышленную страну совершают дети, то на выставке в борьбу с реальностью вступают любимые художники — Людмила Баронина, Алина Глазун, Алиса Йоффе, Ольга Кройтор, Павел Отдельнов, Александр Повзнер, Ульяна Подкорытова, арт-группа «МишМаш». Авторы играют с алфавитами, словами, цитатами Кассиля, смело интерпретируют правила и меняют характер вещей, конструируя безопасное пространство эскапизма, так необходимое всем нам сегодня.

«Центр исследований Оттепели (эпизод I)»

Когда

с 22 сентября по 30 октября

где

Центр Вознесенского


Выставка-конструктор «Центр исследований оттепели» — это целая историко-архивная лаборатория, цель которой — вернуть забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей оттепели. Первый эпизод трехчастного проекта состоит из трех самостоятельных выставок: экспозиции, посвященной графическому миру оттепели; карты «Завоевание московской богемы через шитье брюк», составленной молодым Эдуардом Лимоновым (достойный компаньон проекта Гинзбурга в ISSMAG); а также выставки «Аргонавты андерграунда», где графика Матисса и Пикассо соседствует с работами их самопровозглашенных учеников из СССР — Зверева, Соостера и Сидура.

«ПГТ» и «30.000»

Когда

до 30 ноября

где

ЦТИ «Фабрика»


До конца ноября на «Фабрике» можно увидеть две альтернативные экспозиции «Художника года Cosmoscow 2022» Валерия Чтака — его кураторский проект и персональную выставку. Если персоналка «ПГТ» посвящена личным воспоминаниям и предполагает присутствие фирменных серых надписей и черных котов, то групповой проект «30.000» представляет собой чистую трикстерскую выходку: Чтак раздал пятерым коллегам-художникам по 30 тысяч рублей и решил посмотреть, что из этого выйдет.

«Каникулы»

НОВЫЕ ИМЕНА


blazar

Когда

до 18 сентября

где

Музей Москвы


Ярмарка молодого современного искусства blazar, проходящая параллельно со  «старшим братом» Сosmoscow, привлекает к участию авторов до 35 лет. Именно до этого возраста в мире искусства художник числится «молодым» и может участвовать в молодежных биеннале, получать определенные гранты и места в резиденциях, направленных на развитие начинающих талантов. Помимо экспозиционной части, представляющей собой головокружительный калейдоскоп юных талантов, стоит обратить внимание на лекционную программу. Здесь вас обучат продвигать личный бренд, находить общий язык с институциями, коллаборировать с брендами. Предусмотрена и отдельная воодушевляющая сессия для тех, кому за 35.

«Каникулы»

Когда

до 24 сентября

где

Галерея Serene


Открывшаяся в апреле на Пречистенской набережной галерея Serene решила устроить публичные каникулы. Молодые перспективные авторы (среди которых есть и вполне успешный фотограф Евгений Шишкин) каждый в своей манере отвечает на вопрос «Как я провел этим летом». Здесь и наивная живопись, и воронежская новая волна, и барочная абстракция — много красок, форм и ярких впечатлений, так недостающих серой осенней Москве. Впрочем, порадует глаз не только свежее молодое искусство, но и стильный интерьер галереи.

«Выпуск’22»

Когда

до 6 ноября

где

Парк «Зарядье»


Ежегодный смотр восходящих звезд современного искусства, традиционно проходивший на «Винзаводе», перекочевал в «Зарядье». Масштабная экспозиция разместится в трех пространствах парка и покажет дипломные работы лучших выпускников 14 художественных вузов столицы. Это порядка 470 работ, выполненных в различных жанрах медиа — от книжной иллюстрации и гейм-дизайна до текстиля и сценографии. Отличный шанс для коллекционеров и кураторов пополнить свою записную книжку новыми именами.

Фотографии: обложка — Зарядье, 1 - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, 2 — ISSMAG, 3 — Дом творчества Переделкино, 4 — Serene