Водный стадион и Речной вокзал

Граффити-художник о домах-зебрах и вкусах городских чиновников

Граффити-художник о домах-зебрах и вкусах городских чиновников
serge-elephant.livejournal.com

На трех 23-этажных домах в Химках появились 50-метровые изображения диких животных – жирафа, слона и зебр. Нарисовали их четыре друга, больше 15 лет увлекающихся граффити. С одним из них — Евгением Ches, БГ удалось поговорить.

Как и от кого вам попал этот заказ, ведь наверняка это не личная инициатива?

— В Москве на стрит-арт сейчас, на самом деле, бум. Это новая тенденция в рекламе. В Европе это течение уже не ново, а у нас только появляется. Началось все в прошлом году с фестиваля MOST, в рамках которого расписали несколько фасадов домов, а потом заинтересовалось правительство – чиновники сказали, мол, берем все в свои руки, и выделили около 150 объектов под роспись художникам. Им было важно направить все в какое-то цивилизованное русло, чтобы не вандалили где-попало, а там, где надо и что надо, рисовали. Так в Москве появилось практически все, что вы сейчас видите в качестве арт-объектов на домах. Есть хорошие проекты, есть – «лишь бы закрыли отчет», и таких, конечно, большинство. Но большие работы доверяют только сильным художникам. Нам эти три дома предложило расписывать агентство «Социальные проекты», а им, в свою очередь, дома под роспись доверила ГК «ПИК», проводящая в данный момент большой социальный проект по борьбе с вандализмом и заботе об общих жилых пространствах, — это в некотором роде удача, потому что, чтобы получить такие объекты, нужно, как правило, пройти триста инстанций, а тут компания все согласования взял на себя, потому что является, по сути, управляющей компанией этих домов.

Как жители реагировали на вашу саванну?

— Хорошо, многие подходили, хвалили. Во-первых, это ориентир. Одна бабушка говорила, что раньше внучка все время путалась между однотипными строениями, когда в гости ехала, надо было объяснять, какой дом. А теперь можно будет просто сказать: «Мой дом со слоном». Мамы с детьми, конечно, в восторге. Многие спрашивали, почему животные именно африканские, давайте, мол, наших русских – медведя, куропатку. Но я это не очень понимаю: в России живу – значит, рисую только российских животных, что ли?

Жильцы даже сейчас соревнуются, спорят «наш жираф лучше, чем ваша зебра». Но вообще, конечно, самый лучший, пожалуй, слон получился.

Как вы их рисовали? Это же огромная высота. У вас раньше были такие объекты?

Нет, до нас такие большие объекты никто не делал. Ну и мы такого не делали никогда тоже.

Висели как строители — в люльке. Ужасно страшно было поначалу, еще и люльки эти советские, не новые. Как крепили ее – отдельная история. Первое время монтажников вызывали, а у них то объект, то обед, то выходной. А работать нам нужно было каждый день, чтобы до холодов успеть. И вот однажды, чтобы день не пропускать, решили проконсультироваться по телефону. Ну и перевешивали ее в итоге 4 часа. Зато в последний раз я уже один за 20 минут управился. Поднимаешься – страшно, люди все меньше и меньше, а когда работаешь, отвлекаешься, уже не думаешь, на какой высоте находишься. Ну и висишь там так по 8 часов, полный рабочий день.

А сколько платят за такую работу?

Платили не много, среднюю московскую зарплату, но достаточно для того, чтобы весь месяц только этим заниматься. Так как это первый такой масштабный проект для нас, тут важен был полученный опыт в реализации столь высоких объектов. Сумму сказать не могу. Но я надеюсь настанет такое время, при котором уличный художник будет зарабатывать достойные деньги за свой труд.

Хотите заниматься этим дальше?

— Да, есть много идей, в том числе, вместе с этим агентством. Сейчас «ПИК» планирует отдать под роспись все свои фасады – а это сотни штук…

Но этим направлением в Москве занимаются пока только несколько компаний – все они появились достаточно недавно, и уровень креатива, конечно, еще довольно шаблонный. Заказчики, а это почти всегда и представители администраций районов, хотят что-то агитирующее – за здоровый образ жизни, культуру, спорт, вот в Химках предлагали нам баскетболиста на целый фасад дома нарисовать, потому что у них есть местный баскетбольный клуб… А хочется, чтобы было все-таки больше именно арт-объектов, то, что можно называть искусством — как в Европе: художников зачастую не ограничивают в творчестве и полагаются на их художественный вкус. Даже наши зебры, слон и жираф – они слишком реалистичны, издалека может показаться, что это просто фотобаннер натянут, а не три месяца четыре человека вручную рисовали. Их можно было бы обыграть, чтобы виден был какой-то индивидуальный стиль художника. Но, думаю, все еще впереди.

Стрит-арт, каким его хотел бы видеть Евгений Ches в Москве. Но пока такие работы можно увидеть только в Европе и Азии: Польше, Корее, Франции.

Текст: Надя Кияткина