Курская

Буквы в городе

Буквы в городе
«Лавка Букв»

Такие знакомые всем нам буквы. Именно о них я поговорила с Игорем Мустаевым, создателем постеров по мотивам Московского метрополитена.

Игорь рассказал о своем проекте «Лавка букв», о том как «красивые слова» притягивают, зачем и кому они нужны.

– Проект «Лавка букв» получился сам по себе. Я давно люблю буквы, именно из-за них не стал архитектором, стал графическим дизайнером, отучился на курсе «Шрифт и Типографика» Ильи Рудермана в Британской школе дизайна и стал леттерером (тут надо понять, что есть шрифтовые дизайнеры, люди которые рисуют шрифты, а есть люди которые рисуют леттеринги и как их назвать не очень понятно. В Америке существует такое термин как letterer, и он мне нравится, термин который существовал у нас — «художник шрифта» мне не близок пока по ряду причин). Так вот, в какой-то момент мне надоело заниматься чисто коммерческими вещами, работать «в мусорку» и заниматься только цифровыми буквами, мне захотелось чтобы буквы вышли в городское пространство. Захотелось делать что-то материальное, осязаемое, ручное. Мы все когда ездим по буржуйским странам, конечно видим какую роль играет шрифт в городской среде, как часто он там материален, физически его можно ощутить и как часто за этим видна теплота рук мастера. Самым простым способом для того чтобы выходить в пространство, экспериментировать и набивать руку был мел. Как и многие другие, вдохновившись работами Dana Tanamachi я стал что-то пытаться делать на небольших досках. Тут надо сказать, что я в бытность свою интерьерным дизайнером, обожал заниматься кафе, ресторанами и магазинами, я люблю эту среду, я понимаю про уютную среду и про атмосферные детали. В Москве еще пару лет назад было совсем плохо с прикладной типографикой и леттерингами в кафе, одно расстройство. Как-то я зашел в Кафе Студии Лебедева, где по-идее сам Бог велел быть хорошей меловой типографике и не нашел ее там. Я написал Теме, тот дал свободу действий и я за пару дней сделал стену.

С этого можно сказать все и началось в глобальном смысле. Сейчас я двигаюсь в сторону винтажных вывесок, работы с красками и стеклом, мел уже не так интересен, но по прежнему востребованный и дешевый способ тренировки.

– Большая ли у вас команда, и кто чем занимается?

Я плюс моя жена, она не дизайнер, но сильно поддерживает и помогает с организационными вопросами.

- Расскажите про материалы с которыми работаете, и как происходит рождение шедевра

Мел, краски, перо, Illustrator, стекло, поталь… все что угодно "Шедевр» это очень сильно сказано:-) Это ремесленная вещь, прикладная история для конкретного человека или места. В рамках этого проекта мне тяжело работать без заказа, для себя, мне легче решать задачу.

– Что вы думаете о вывесках в городе, как их можно и нужно ли менять?

Я сторонник ручной работы в вывесках. Если посмотреть на старую московскую архитектуру, то можно понять, что она создана для того чтобы дружить с тактичными, сделанными на стекле сусальным золотом вывесками. На старинном здании уместнее смотрится одно, понятно, что на хайтечном здании нет смысла лепит винтаж. Сейчас с вывесками ситуацию можно не комментировать, достаточно вспомнить любую европейскую столицу, но в центре Москвы, мне кажется, после введения гайдов Студии Лебедева, стало получше. Мне кажется тут целый комплекс проблем от создания городской среды, разработки фирменного стиля города до культурного уровня бизнеса и чиновников, в которых проблема вывесок это лишь малая часть как следствие. Вообще, хотелось бы более насыщенной типографической среды именно для человека, меньше монструозных десятиметровых букв над головой, а больше человечных решений на уровне глаз, комфортных человеку, сомасштабных.

— Помогает ли шрифт ориентироваться в городе?

Да, конечно. Шрифт – это способ передачи информации, в первую очередь. Нам это сейчас сложно понять, так возможности шрифта и типографики не используются почти.

— Есть ли у Москвы свой шрифт или система буквенная?

И да - и нет. С одной стороны для того чтобы у Москвы был свой шрифт и тем более буквенная система нужно свое лицо, образ, стиль, фирменный стиль города. Что-то должно собрать и объединить, должна быть сквозная линия или несколько таких линий, система. Посмотрите на Нью-Йорк или Лондон. У нас пока этого нет, именно как продуманной городом визуальной системы где шрифт занимал бы свое место. Речь не только о вывесках и уличной навигации, но и, например, о транспортной системе. С другой стороны у Москвы есть некий собирательный шрифтовой образ, как лоскутное одеяло. Он меняется в зависмости от эпохи и уж точно он у всех свой. Те кто больше пользуются метро для них наверняка Москва это вот этот нечитаемый узкий жирный шрифт. Для гастарбайтеров высаживающих клумбы в виде надписи «Лефортово» образ Москвы вот в этом старославянском шрифте как из сказки. Для меня шрифтовой образ Москвы сейчас это микс антиквы (обязательно в пыльной латуни, как на станциях метро) и объемных белых букв возле Парка Горького. То есть эта такая собственная система выстроенная из бессистемности.

https://www.facebook.com/LavkaBukv

http://www.mustaev.com