Арбат

Кабинетная трагедия или эстетика брошенных комнат

В течение месяца с 27 марта по 27 апреля 2014 года в пространстве проекта «Открытая сцена» на Поварской (в квартире № 18) будет проходить необычная выставка известного художника Сергея Мейтува. Экспозиция «Кабинетная трагедия или эстетика брошенных комнат» — это попытка привнесения в квартиру истинного духа прошлого при помощи своих знаменитых инсталляций. Куратором выступает искусствовед, член правления Ассоциации искусствоведов Георгий Никич.

«Когда я впервые вошёл в эту квартиру, я почувствовал себя дома. Ни жильцов, ни мебели, ни уютного запаха старой коммуналки, но… тайна за каждым поворотом коридора, тени, позеленевшая и осыпавшаяся от времени и влаги штукатурка, остатки обоев со следами картин и фотографий, когда-то украшавших эти стены. И я жил неподалёку в таком же старом доме, и это было счастье. И счастье это не вернётся», — рассказывает Сергей Мейтув.

Возможность выставить свои картины в этой квартире – пустой, покинутой, но такой живой — для художника огромная удача. Ни одна галерея не смогла бы вместить такое количество печали, которое Мейтув заключил в этой серии работ. А эта, совершенно не приспособленная для выставок квартира, смогла. Почему «кабинетная трагедия»? О чем эти работы? Что вообще такое «кабинет» художника Мейтува? «Кабинет» — это то место, где археолога (учителя зоологии, старого парикмахера, художника… и т.д.) в последний раз видели. Другими словами, это пространство перехода», — объясняет Сергей.

«Мы постарались сделать несовременную, домашнюю, теплую выставку, где зритель сможет почувствовать себя частью того времени, присев на диван в бабушкиной комнате, посидев за столом под уютным абажуром или выпив вина на кухне», — рассказывает Сергей Мейтув. Все работы – это судьбы людей; существ, которые не успели прожить свою жизнь до конца. И очень хочется, чтобы зритель прикоснулся к тем вещам, которые нравятся художнику и которые ему интересны.

Историческая справка: Здание на Поварской, 20 было построено в 1914 году по заказу известного столичного адвоката Иосифа Кальмеера. Проект доходного дома выполнил архитектор Валентин Дубовской, считавшийся одним из ярких представителей московской школы зодчества начала двадцатого столетия. Внутреннее убранство квартир, площадь которых варьируется от 237 до 318 м², проводилось при непосредственном участии художника Игнатия Нивинского. Иосиф Кальмеер представлял себе дом как «Дом искусства». После революции квартиры богатых жильцов были отданы под коммуналки.

В советское время дом на Поварской был знаменитым местом. Здесь, на верхнем этаже, в квартире Бориса Мессерера и Беллы Ахмадулиной часто собирались интересные люди: Владимир Высоцкий, Марина Влади, Фазиль Искандер, Василий Аксенов, Венедикт Ерофеев и другие. Именно эти встречи послужили толчком к идее создания самиздатовского альманах под названием «Метрополь». В 90-х годах полуподвальное помещение занял театр Анатолия Васильева, а позднее — Дирекция проекта «Открытая сцена».