Новогиреево и Ивановское

Поговорим о прошлом, 70–80 годы прошлого века

Поговорим о прошлом, 70–80 годы прошлого века

1970–1980 гг. помним ли мы это время?

Редакторы БГ перенеслись во времени и изучили культуру 1970-80-ых.

Вы готовы зажечь на рок концерте, сходить в кино на «Маленькую Веру» и стать участником «Бульдозерной выставки»? Тогда вперед!

До конца 80-х годов официально поддерживаемым направлением искусства был социалистический реализм. Художники, творчество которых выходило за рамки считались «неофициальными» их работы долгое время не выставлялись.

15 сентября 1974 года московские художники – авангардисты организовали на окраине столицы выставку под открытым небом, которая вошла в историю как «Бульдозерная выставка». Примерно через полчаса после начала к месту проведения выставки была направлена группа, включающая три бульдозера, поливальные машины, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском.
Они ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Событие вызвало огромный резонанс в зарубежной прессе. Советские власти были вынуждены разрешить проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Это была первая победа свободы над властью.

«Москва-Петушки». Культовая поэма Венечки Ерофеева прочно вошла в культуру, отображая время, эпоху, судьбы. Книга была написана в 1969–1970 году, а опубликована лишь в годы перестройки. Интеллектуальный алкоголик Венечка едет на электричке в Петушки, это некое утопическое место, где главного героя ждёт любовница и её трёхлетний сын. В Москве Венечка был уволен с поста бригадира монтажников за «внедрение порочной системы индивидуальных графиков». По дороге Венечка пускается в длинные монологи об алкоголе, истории, философии, культуре и политике, беседует с попутчиками и непрерывно пьёт всё, что содержит спирт.

В условиях всеобщего дефицита основным способом приобретения качественных вещей стало знакомство — блат. В Москве самыми обеспеченными и уважаемыми людьми были работники торговли. Говорить открыто о проблемах было не принято, можно прослыть антисоветчиком и привлечь внимание КГБ.
Кумир эпохи — Высоцкий, подпольные концерты и спектакли в театре на Таганке собирали полные залы.

Восьмидесятые годы, последнее десятилетие существования Советского Союза. Это время ознаменовалось распространением западной свободы в головах и судьбах людей. Начало 80-х расцвет русского рока. Появились новые рок-группы «Алиса», «Кино».

В середине десятилетия начались гонения на участников рок-движения, которое заполонило Москву. Музыкантов и их поклонников арестовывали. Однако, во второй половине десятилетия началась некоторая оттепель и рок-группы начали вести легальную деятельность.
В 80-ые развивались субкультуры. Металлисты, любера, рокеры, панки. Молодежь того времени воспринимала оттепель 80-ых положительно. Властям уже не удавалось остановить начавшиеся процессы, которые активно развивались по всей стране.
Что читали дети?
На «Авито» по 100 рублей нам удалось найти детские книги того времени, когда-то они стояли несколько копеек. Не плохой подарок для современных детей!

Фильмы, которые, пожалуй, лучше всего отражают эпоху.
«Нежный возраст» не смотрят на то, что фильм был снят совсем недавно, в 2000-ом году, не плохо отражает проблемы эпохи. Это история взросления одного конкретного человека в условиях новой рыночно-мафиозной общественной жизни. Фильм не чуждый постмодернистских приколов западает в душу своей искренностью, не смотрят на скромный бюджет.

«Маленькая Вера». Пожалуй, самый громкий фильм эпохи «перестройки» и «гласности». Первый советский фильм, где открыто, занимались сексом. Потерянная эпоха, проблемная молодежь. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит свободное время на дискотеках или за бутылкой вина в подворотне.
В кинопрокате фильм посмотрел каждый 5-й человек в СССР — в общей сложности 56 млн. кинозрителей. «Маленькая Вера» — бунт своего времени.
«Авария-дочь мента». Остросюжетная версия традиционного конфликта поколений. Дочь — трудный подросток, «металлистка», отец — милиционер, «мент». У каждого из героев свои ценности, свой отдельный мир. Конфликт поколений показанный в фильме отражает не только непонимание дочерью своих родителей, но и социальное начало горбачевской Перестройки.

«Курьер». Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1988 году, пересматривается до сих пор и любимым многими. Фильм занял 6-ое место в списке лидеров проката в 1987 году. Брейк-данс и так называемый робот-данс (стиль брейк-данса), показанный в эпизодах — первое появление таких танцев на широком советском экране. Выпускник школы Иван, дожидаясь призыва в армию, работает курьером в редакции. Окружающие его солидные взрослые люди с трудом приспосабливаются к удивительной способности этого парня любое событие превратить в невероятное происшествие — порой уморительно веселое, а, подчас, и непоправимо грустное.
Цитаты из фильма:
«Мы побесимся и станем такими же, как вы»
«Носи пальто и мечтай о чем-нибудь великом»

«Исчезнувшая империя» всё тот же Карен Шахназаров, все о том же, но спустя десятилетия. Действие фильма разворачивается в 70-е годы прошлого века в Москве. В центре сюжета любовный треугольник — два парня и девушка. Они учатся в одном институте, живут в одной большой стране, не подозревая о том, что уже совсем скоро она исчезнет со всех географических карт планеты.

Во второй половине 80-ых повально отмечалась так называемая «новая свобода», которую «отвоевали» и с радостью приняли жители столицы.