Кузьминки и Выхино

Андрей Парфенов: о путешествиях автостопом, Москве и вере в людей

Андрей Парфенов: о путешествиях автостопом, Москве и вере в людей

Вообще все началось с электричек. У меня есть один товарищ, который как-то раз съездил на музыкальный фестиваль в другой город. Просто сел в электричку, вышел на конечной станции и сел на следующую. В общем, я тоже загорелся и поехал с ним. И первая поездка таким вот образом была в Питер, а потом я уже сам съездил в Нижний Новгород. Стало понятно, что такой вид путешествий фактически бесплатный, а мы тогда еще все были студентами, но кроме того это дает такие эмоции и впечатления, которые ты, скажем, не можешь получить, если покупаешь билет на поезд или самолет.

Потом, мы таким же образом путешествовали с друзьями по Белоруссии и не успели на электричку, пришлось ехать автостопом. Так что первый раз он был такой, вынужденный. И надо сказать, что супернеудачный: мы долго ехали, потом нас никто не взял к себе в машину, и мы ночевали в лесу с зонтиком и единственным покрывалом. Таким домашним пледом. Но впечатлений было очень много. Так за несколько лет я много всего посмотрел, много где побывал и подвозили меня и на машинах и на телеге с лошадью, и даже на скорой помощи.

Максимально далеко, куда мне удалось таким образом добраться — озеро Байкал. Туда мы ехали на электричках, чередуя с автостопом. В некоторых местах просто нет железнодорожных путей. Это был, пожалуй, самый длинный непрерывный путь — почти 15 дней дороги.

А в противоположную сторону я в 2011 году доехал до Барселоны. Уже давно хотел съездить куда-нибудь в Европу, но как-то все не получалось. Английский язык у меня не сказать, что хороший. Так не пропаду, но хотелось спутника надежного и англоговорящего. В «контакте» очень быстро нашел спутницу с похожими желаниями. Мы встретились, поняли, что вобщем, наши планы совпадают и решили двигаться вместе. В Европе в сумме мы были 42 дня. Белоруссия, Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Париж, Тулуза, Испания, а затем через Лазурный берег в Швецарию, Гамбург и опять в Польшу. 9000 км получилось. Такой вот трип.

Иногда хочется вот вдруг по щелчку оказаться дома. После душа, под одеялкой и чтобы тебя никто не трогал. В путешествии же нет как бы личного такого пространства. Но это такая, приятная усталость, ежеминутная.

В Европе все по-другому. Никто специально не харкает, не сорит. Там не пьют чай, редко где едят суп и люди предельно уважают пространство друг друга.

Там все по-другому, что даже удивляешься, отчего же они так живут, а нам это в голову даже не приходит? Даже вот просто нет обочин, как в России, когда ты стоишь и ждешь машину. Трассы скоростные и людям на них выходить нельзя. Там надо стоять на заправках. Нет лесов, куда можно пойти и просто поставить палатку, чтобы поспать. Зачем? Если от города до города расстояния в 4 раза меньше, чем у нас.

В Европе автостопщиков берут хуже, чем в России. Мы уезжали из Берлина, потеряли день. Стояли, но никто не останавливался. Тогда мы решили выйти на автобан, куда в принципе выходить запрещено. В итоге остановились полицейские, которые очень ругались, потому что вообще-то за это платится штраф. За рулем машины была девушка с суровым лицом, как из полицейской академии. В итоге они нас подвезли. Потом, правда, нам пришлось вернуться обратно в Берлин. Потому что со следующей позиции нас так и не забрали.

У нас, скажем, если ехать из Москвы в Питер — такого случиться просто не может. Ты уедешь в любом случае. Максимум придется подождать полчаса.


О вере в людей

Я всегда верю в людей. В Польше мы застряли ночью в кафе и пытались через интернет найти кого-нибудь, у кого можно переночевать. На сайте couchsurfing в итоге нашли девушку-полячку, которая согласилась нас принять, но добраться до нее было тяжеловато, поскольку жила она где-то на окраине. Директриса кафе, в котором мы сидели, приняла самое действенное участие в нашем спасении. Послала официантку узнать расписание автобусов. Потом услышала про район, куда мы должны были добраться и запротестовала, что там живут одни наркоманы и что туда вообще лучше туристам не соваться. В итоге она взяла у нас телефон этой девочки, которая должна была нас принять, созвонилась с ней, они долго разговаривали по-польски. Потом она одобрила нашу кандидатуру и сказала, что договорилась, что нас встретят около тамошней остановки. Из рук в руки, что называется.

Не помню каких-то криминальных случаев. Водители бывают разные. Бывают очень интересные рассказчики, бывают юмористы, но бывают и те, с которыми не очень приятно находиться в машине. Тогда можно просто выйти. Но, честно говоря, я ни разу не выходил. Не было надобности. С Байкала ехали, нас подвозил какой-то бывший уголовник. И дама сердца у него была очень красивая, нескольких зубов не хватало. Оба были слегка поддатые. Россия. Деревня. Звали на дискотеку, на шашлыки. Просто вежливо отказываешься.

Большинство водителей как-то забывается. Просто непрерывный поток лиц. Но среди них есть такие экземпляры, к которым просто по-человечески привязываешься. Например, вот помню, под Одессой подобрал нас водитель, который возит там какое-то молоко. И вот он мне рассказывает: «Приехали мы с женой к вам в Москву. Посмотреть вообще столицу. Может быть, я что-то не понимаю, пошли мы с ней на Поклонку, а там красота у вас такая красота: фонтаны, клумбы. И вот люди рвут цветы прям с клумбы, пьяные в фонтанах купаются, тут же бутылки бьют. Почему у вас вот так все?

На всяких форумах я читал, что под Байкалом, там где Нижнеудинск, Черемхово, Тулун вообще суперопасные участки. Куча всяких историй про то, что там машины закидывают камнями, все злые, потому что людям нечем заняться. Когда возвращались с Байкала доехали до этого самого Черемхово на электричке, вышли с вокзала за какой-то едой в магазин и местные милиционеры нас сразу ловят чуть ли не за руку и спрашивают: «Ребят, вы вообще откуда?» Ну, мы рассказали, что возвращаемся с Иркутска. Они сразу все поняли и говорят: «Знаете, у нас вообще городок такой, криминальный. Лучше по нему не ходить никуда». Сами милиционеры говорят. До магазина мы сбегали и сразу уехали. Той же ночью.


О достопримечательностях, культуре и музеях

Когда я еду в какой-то город, у меня в принципе есть какой-то примерный план того, что хочу посмотреть. Опять же, это не сложно сделать, основное можно найти в той же википедии или на авто-трэвэл. По музеям я не особенно хожу, потому что если брать наши русские музеи, то это чаще всего очень скучно и однообразно. Одинаковая бабушка на входе, одинаковые советские стенды в фойе. Но есть пара-тройка интересных вещей. Было всего несколько музеев, которые я бы порекомендовал посетить.

Один из них — музей «Полярный Одиссей» в Петрозаводске. Но это не благодаря экспонатам, а людям, которые там работают и которые лично на этих судах ходили. Это действительно интересно. В музее типа Лувра — да, это наоборот экспонаты, но то количество народу, которое там, просто отбивает охоту что-либо смотреть. Не очень люблю разрекламированные туристические места, от них веет каким-то обманом. И потом, в каждом городе есть что-то свое, чего нет в другом. Какая-то фишка или природная деталь или архитектурная, она не обязательно указана в путеводителе, но несет в себе отпечаток духа этого места. Ну вот например когда я был в Швейцарии, то там очень красивая именно природа. Благородная, горы эти, леса. Кажется, что и вся страна такая благополучная, красивая, чистая, свежая. Это настолько неповторимо, что ничем невозможно заменить.


О Москве

После путешествий я пытаюсь вернуться в нормальный рабочий ритм. В Москве я чувствую себя вполне комфортно, но все-таки после того, как уже кое-что посмотрел, ощущаешь, что ей многого не хватает. Например, не хватает компактности, она вся какая-то расплывчатая, толстая, непродуманная. Как будто ее впопыхах слепили. А вообще, если бы меня выгнали из столицы, то я бы уехал в Белгород. Там так приятно, так спокойно и чисто.

Вежливые люди, весь город белый, светится на солнце. Там много всяких памятников-приколюх, то есть можно без дела гулять весь день и любоваться не архитектурными шедеврами, а уличным каким-то искусством. Не все же города могут похвастаться средневековым центром.

Такой какая Москва есть, конечно, не хочется чтобы была. Надо улучшать, но кстати, я вижу, что сейчас этот процесс медленно, но все-таки идет. Например, вот облагородили несколько парков. Встал вопрос про велосипедные дорожки. Наконец-то. Пытаются как-то общественный транспорт развивать. Долго конечно, хоть вообще начали. Людей бы изменить чуть-чуть.


О жизненных приоритетах

Я не смог бы, наверное, путешествовать весь год. Меня вполне устраивает так как есть. Месяц, пару месяцев в году. Просто я для себя определил какую-то цель. Это не образ жизни, а такое развлечение. Кстати, интересная мысль вот тоже. Я тоже думал об этом, но сформулировал ее хорошо Павел Косенко. Такой тоже путешественник, фотограф. И вот он рассказывал, что познакомился где-то с 60-летним немецким путешественником, который всю жизнь ездит по миру. У него нет ни квартиры, ни работы. Так и живет. Так вот, он делился своими взглядами и рассказывал, что главное в жизни определить приоритеты. У кого-то приоритет семья и дети, у кого-то работа, а я, говорит, отказался от этого. У меня другой путь. Это не хорошо и не плохо. Просто этой мой выбор. Жизненный отрезок довольно короткий. Я его хочу так потратить, а вы — по-другому.