Замоскворечье

​Третьяковская галерея на Крымском валу – от модернизма до постконцептуального искусства

​Третьяковская галерея на Крымском валу – от модернизма до постконцептуального искусства

Всем нам приходилось водить друзей по памятным местам Замоскворечья. И, скорее всего, эти маршруты всегда проходят мимо Третьяковской Галереи на Лаврушинском переулке. В то же время, здание Галереи на Крымском Валу и великолепная коллекция искусства XX века гораздо менее известна туристам. А между тем она, бесспорно, является еще одной жемчужиной центра Москвы, и, на мой взгляд, не менее яркой, чем широко известная коллекция русского искусства на Лаврушинском.

Григорьев Б.Д. Старуха-молочница

Коллекцию Галереи можно назвать самой представительной в России. Лишь Русский Музей в Санкт-Петербурге может соперничать с ней по своей полноте, набору известных имен и уровню произведений. Фонд живописи 1900-1990-х гг. насчитывает примерно 7,5 тыс. картин, значительная часть которых регулярно экспонируется в просторных и светлых залах здания Галереи на Крымском Валу.

На стадии проектирования здания Галереи в 1959 г. предполагалось ее закрепление за Государственной картинной галереей СССР. Проект, выполненный в мастерской имени И.В. Жолтовского (архитекторы Ю.Н. Шевердяев, Н.П. Сукоян и др.), был утвержден в 1964 г., но его строительство затянулось и превратилось в типичный советский долгострой. В итоге здание, задуманное как продолжение Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха им. А.М. Горького в сторону Кремля, было завершено лишь в 1983 г.

Формирование коллекции шло параллельно с развитием самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е гг. приобретения осуществлялись Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 г. в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников «левых» направлений. У истоков собрания графики ХХ века стоял один из крупнейших искусствоведов того времени А.В. Бакушинский (1883–1939), который в 1927 г. стал заведующим отдела графики ГТГ. Тогда большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В это же время в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных коллекций. Не менее важным для Галереи стали дарения коллекционеров. Так в 1977 г. выдающийся коллекционер Г.Д. Костаки принес в дар Галерее 144 картины и 656 графических работ мастеров русского авангарда. Отразились на коллекции и изменения в закупочной политике Министерства культуры в годы Перестройки, и в период, когда Галерею возглавлял Андрей Ерофеев, она пополнилась произведениями актуального искусства. Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2,000 произведений.

Альтман Н.И.Портрет И.П.Дега

Таким образом, несмотря на отдельные лакуны и случайные вкрапления, коллекцию Галереи на Крымском Валу в настоящее время можно рассматривать как объективное зеркало художественной истории России XX века.

В России преемственность авангарда начала столетия и новаторской культуры второй половины века были осложнены периодом тоталитарной власти. Но тем интереснее творческая активность и достижения художников, появление которых связывают с Хрущевской оттепелью. И именно эта активность, по мнению искусствоведов, завершила прерванную эволюцию модернизма в России. Начиная с 70-х гг. прошлого века, пафос новаторских открытий и отрицания достижений предшественников сменился на идею тотальной исчерпанности культуры, проявлению тиражирования, демонстративно-вторичного использования художественных и вне-художественных явлений. А на завершающем век этапе, российское концептуальное и пост-концептуальное искусство оказалось органично включенным в общемировые тенденции в искусстве.

В заключение, можно добавить, что помимо постоянной экспозиции, в Галерее сейчас можно увидеть и другие интересные выставки:

  • Масштабную ретроспективу работ Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007), одного из основоположников московского концептуализма, поэта, графика, скульптора, мастера перформанса – художника в универсальном смысле слова. Монографическая выставка позволяет рассмотреть наследие Пригова в контекстах европейского и русского искусства.
  • Выставка работ Иосифа Рубанова (1903–1988). Наследник московских традиций. Из собрания ГТГ, Института Русского Реалистического Искусства и из коллекции семьи художника.
  • Масштабный выставочный проект, посвященный творчеству Александра Яковлевича Головина (1863–1930), крупнейшего представителя эпохи Серебряного века. Впервые художественное наследие живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства представлено во всем многообразии.

    Роберт Фальк. Женщина в белой повязке

  • Третьяковская галерея отмечает юбилей выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953) камерной выставкой, на которой представлены малоизвестные произведения, созданные в период с середины 1910-х до конца 1940-х годов. Часть работ поступила в собрание Галереи еще при жизни автора, многие скульптуры никогда ранее не выставлялись, некоторые демонстрируется впервые после реставрации.
  • Монографическая выставка Федора Федоровского (1883–1955). Вслед за показом произведений художников круга С.П.Дягилева, Н.С.Гончаровой, К.А.Коровина, А.Я. Головина проект продолжает серию экспозиций, раскрывающих новаторские тенденции в декорационном искусстве первой половины XX века.