Перово и Измайлово

Метро ПЕРОВО, тайна барельефов

Если спуститься в метро Перово, то на стенах можно найти восемь парных барельефов с изображением апокалиптических животных. И, хотя противники этой версии утверждают, что на самом деле эти изображения связаны с древнеславянскими богами, жители прилегающей к станции местности считают один из барельефов в Перове зловещим. Подмосковная деревня Перово известна с XIV века как родина, родовое гнездо леших. Свидетельством этого может быть пословица в книге «Пословицы и поговорки» создателя толкового словаря русского языка В. И. Даля: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской (…кости)». Другим недоказанным мистическим фактом является венчание Елизаветы Петровны с Алексеем Григорьевичем Разумовским в 1742 г. в Знаменской церкви усадьбы Перово. Давайте вместе разберемся, что изображено на барельефах станции, и попробуем разгадать их тайный смысл…

В славянской мифологии существует бог Ярило — это Бог лета и веселья. Символ: Гирлянда или корона из диких цветов

Вестибюль станции метро «Перово» украшен художественными барельефами с изображениями мифологических существ: льва, пегаса, птицы и солнца. Есть мнение, что фреска со львом соответствует 17 и 19 стихам главы 9 «Откровения Святаго Иоанна»: «Головы коней, как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера» (Стих 17). «…Ибо сила коней заключалась во рту их и хвостах их, и ими они вредили людям…» (Стих 19). Есть и другая точка зрения: считается, что эти существа каким-то образом связаны с древнеславянскими богами.

По рассказам сотрудников станции, изготовления барельефов сопровождалось странными событиями: внезапно заболел один из скульпторов, и чтобы выполнить заказ в срок, пригласили другого мастера. Работа была выполнена на высоком уровне, и, главное, вовремя. Из-за спешки никто не проверял, что изображено на барельефах. О приглашенном скульпторе не осталось никаких данных.

Крылатый конь Пегас


Давайте обратимся к статьей, опубликованный в журнале «Московский Журнал» № 12, 1995 г.

«Если спуститься на станцию метро «Перово», встать на платформе около того места, где останавливается второй вагон от головы поезда, следующего из центра, вы увидите на стене художественный барельеф с изображением белого коня с львиной головой. Приглядитесь к этому изображению внимательно, и вы почувствуете необычность и непонятность сюжета.

Тысячи людей ежедневно проходят мимо этого барельефа и, видя белого коня и не вникая в детали изображения, думают, что это Пегас…

Примерно десять лет тому назад во время лекции по истории Перовского района мне — лектору — была передана от слушателей записка следующего содержания: «…Иди в Перово! Воззри — конь белый, хвост аки змий, из пасти огнь и сера… Апокалипсис, глава 3, стих 19…».

Записка была анонимной, и я не стал на нее отвечать. Однако, придя домой, я немедленно взял в руки «Откровение Святого Иоанна» и несколько раз внимательно прочитал содержание этого стиха.

Все совпадало, правда не дословно, но смысл текста записки соответствовал смыслу стиха.

Я знал, что вестибюль станции метро «Перово» украшен барельефами на мифологические темы, и помнил, что в центре зала есть барельеф с изображением Пегаса. Осмотрев внимательно все барельефы, я увидел тот, который соответствовал смыслу стиха 19, главы 3 «Откровения Святого Иоанна». Естественно, возник вопрос: кто и с какой целью установил эту мраморную плиту с вырезанным на ней знаком из Апокалипсиса?

Длительные поиски привели меня, в конце концов, в организацию «Метрогипротранс». После долгих расспросов кто то все же вспомнил некоторые обстоятельства прямо-таки детективного характера, связанные с изготовлением этих барельефов.По рассказам одной из сотрудниц (я обещал ей не называть ее фамилию), во время изготовления барельефов один из скульпторов серьезно заболел.

Чтобы выполнить заказ в срок, пригласили другого скульптора, никому до этого не известного. Работу он выполнил в срок и хорошо, с ним рассчитались, сердечно его поблагодарили и расстались. Никаких данных о нем не осталось. Рассказчица помнит только, что это был пожилой человек, молчаливый и вежливый.

Проверять содержание исполненных барельефов никому не пришло в голову, качество работы говорило само за себя. Их немедленно отправили к месту установки. Все очень торопились, времени оставалось мало, и главной заботой стала тщательная упаковка этих мраморных плит, чтобы не случилось сколов при перевозке.

Вот и все, что известно по этому поводу. Знак Апокалипсиса до сих пор находится в вестибюле станции метро «Перово»… У меня же есть своя версия появления знака. В 1929–1933 годах в стране проходила коллективизация и «раскулачивание» сельского населения. Сотни тысяч наиболее крепких и работоспособных крестьянских семей в одночасье лишились имущества и были сосланы в качестве бесплатной рабочей силы на строительство промышленных предприятий в разные районы страны. В той сложной обстановке некоторым семьям удавалось бежать в города, где они как бы «растворялись» в многотысячном населении.

Так получилось и с возникновением поселка Перово Поле. Спасаясь от раскулачивания, крестьяне готовы были мириться с любыми лишениями, лишь бы не быть сосланными на Урал или в Сибирь. Мне было 12 лет, когда мои родители в 1931 году вынуждены были бежать с места прежней жизни и поселиться в поселке Новогиреево, в непосредственной близости к Перову Полю. Вся застройка поселка проходила на моих глазах. Более того, в Новогиреевской семилетней школе вместе со мной учились дети местных жителей. Естественно, разговоры и настроения этих детей имели определенное влияние на всех остальных учеников.

В те годы в на шей школе учителем рисования был художник-профессионал Федор Никифорович Янчин, имевший небольшую студию в деревянной даче недалеко от школы. Он был большим другом своих учеников, и мы часто бывали в его мастерской. В гражданскую войну Янчин служил кавалеристом и участвовал во многих боях. Его эскизы и картины были излишне натуралистичны (это мы начали понимать много позднее), и общественного признания они не получили.

У Янчина было несколько друзей, тоже художников, но более молодых, чем он. Когда мы посещали студию, часто видели рисунки этих художников, непонятного для нас содержания. На наши вопросы Янчин отвечал уклончиво, но мы предполагали, что эти рисунки были на религиозные темы, хотя они и не были похожи на иконы, которые мы видели в своих домах и в церкви.

Позднее мы узнали, что у Янчина и его друзей близкие погибли в ссылках. Друзья Янчина жили на Перовом Поле в сарайчиках своих односельчан. Я не берусь с полной уверенностью утверждать, что автором изображения Знака в Перово является Янчин или кто-либо из его друзей того времени, однако схожесть сюжета Знака с рисунками, виденными мной в студии Янчина 60 лет тому назад — несомненна.

Несомненно и то, что рисунок Знака достаточно точно соответствует смыслу стихов 17 и 19 главы 9 «Откровения Святаго Иоанна»:"Головы коней, как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера» (Стих 17). «…Ибо сила коней заключалась во рту их и хвостах их, и ими они вредили людям…» (Стих 19).

Конечно, для окончательного понимания смысла изображения Знака необходимо прочитать главу 9 «Откровения…» с самого начала.
На мой взгляд, автор Знака психологически очень удачно разместил его в общем ряду мифологических сюжетов, замаскировав тем самым истинный смысл Знака Апокалипсиса.

Мне представляется, автор Знака рассчитывал, что настанет время, и люди разберутся в глубинном смысле его творения, и это будет памятью о людях, безвинно погибших в лихолетье раскулачивания русского крестьянства.

В настоящее время осталось в живых всего несколько человек, учившихся в Новогиреевской школе в тридцатых годах и помнящих художника Федора Янчина. Это Владимир Кузьмин, Анна Биструм и автор данной статьи. Я разыскал Владимира и Анну и спросил их, помнят ли они странные рисунки в мастерской Янчина? Ответ был однозначным: помнят, потому что эти рисунки были необычными и малопонятными.

Таким образом, возможно, что идея создания этого Знака появилась более чем 60 лет тому назад, но осуществлена была всего 18–20 лет назад, когда строилась линия метро на Новогиреево. И все же тайна Знака до конца не разгадана. Мы так и не знаем, кто же конкретно создал окончательный эскиз Знака и вырезал его очертания на мраморной плите.»

Освещение станции похоже на рябь пера, вероятно, намекает на название станции и историю района Перово.
Это место исторически занимал огромный бортный лес времён Ивана Калиты. В первой четверти XV века здесь уже была слобода великокняжеских бортников и тетеревников. В центре флага Перово на зелёном фоне изображены золотой охотничий рожок и белое перо. Их изображения не случайны: Перово ранее было охотничьем угодьем. Перо символизирует тетеревов, на которых и велась охота, а рожок — атрибут самих охотников.

Птица Гамаюн
В славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Первоначально образ пришел возможно из древнегреческой мифологии (сирены). Изображалась с женской головой и грудью.

Станция метро Перово была открыта 30 декабря 1979 года.


Архитекторы метро Перово: Н. А. Алёшина, В. С. Волович, соавторы Н. К. Самойлова, Р. П. Ткачёва.


Финист — Ясный Сокол
«Пёрышко Фини́ста я́сна со́кола» — русская народная сказка о юноше, способном превращаться в пёрышко или в сокола, и о девушке, его полюбившей. Перово также связано с царской соколиной охотой. За несколько лет до строительство станции Перово (1979 г.) в 1976 годы на экраны вышел — советский художественный фильм-сказка 'Фини́ст — Я́сный Со́кол', поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького режиссёром Геннадием Васильевым. Возможно, здесь есть связь между панно, сказкой и фильмом.

Пол станции выложен коричневым, серым и чёрным гранитом

А вот и тот барельеф

В статье говорится, что это конь с головой льва, изрыгающий пламя. Но если присмотреться к самой картинке, то это просто лев, высунувший язык) ну никак не знак аппокалипсиса)


Знак солнца, разделенного на четыре сезона года, на день и ночь.

С солнцем связаны многие персонажи славянской мифологии. С каждой из ключевых точек календаря связан один из богов, отвечающий за перемены в движении Солнца и посвященные этому событию празднества. Это — Ярила, Купала, Овсень и Коляда.

Голубка
В христианстве голубь считался символом Святого Духа. В Библии голубка, выпущенная Ноем, принесла ему оливковый лист как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей. В средневековье голубь был непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Сошествия Святого Духа и Троицы.

Оформление станции над лестницей


В 2012 году в ноябре умерла Нина Алёшина — один из старейших архитекторов Москвы, автор проектов оформления 19 станций столичного метро и в том числе Перово. До последнего она трудилась в Метрогипротрансе: писала книгу и пыталась защищать станции-памятники от бездумных переделок.


© deadokey.livejournal.com

© Вадим Разумов