Пушкинская

Выставка «Фридрих Шиллер и Художественный театр»

Музей МХАТ в Музее-квартире Вл.И. Немировича-Данченко подготовил юбилейную выставку
«Фридрих Шиллер и Художественный театр»
к 255-летию со дня рождения великого немецкого поэта
и драматурга — 10 ноября 2014 года

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10 ноября 1759 – 9 мая 1805) – родился в Марбах-на-Неккаре (герцогство Вюртемберг, ныне Баден-Вюртемберг) на земле Германии.
«Семейство поэта ведет свой дворянскаий род из Тироля. В эпоху реформации предки Шиллера приняли учение Лютера и заплатили за него потерей титула, состояния и родины: они должны были бежать в Швабию (историческая область на юго-западе Германии в верховьях Рейна и Дуная),
 где с половины XVI века в церковных книгах все чаще и чаще встречается фамилия Шиллеров, уже не принадлежавших к дворянскому сословию».
(А. Кирпичников)
Отец Шиллера — Иоганн Каспар был офицером, и большую часть своей жизни провел сражениях. На службе в гусарскому полку графа Франшпана, на стороне Голландии, он воевал против Франции. Попал в плен, — и ради спасения жизни был вынужден воевать против Германии. В одном из боев ему удалось примкнуть к германским войскам, заслужить звание полкового фельдшера. В 1749 году, после завершения войны вернулся в родной город Марбах, где встретил свою любовь — будущую мать Шиллера — Элизабет Доротея Кодвайс. Она была из семьи провинциального пекаря – хозяина трактира «Золотой лев».
По роду службы отцу Шиллера часто приходилось менять место жительства и поэтому начало учебы юного Шиллера было в местной латинской школе в Людвигсбурге. В старших классах он увлекся античной классикой – Овидием, Горацием и Вергилием, которая преподавалась там на латинском языке. По окончании школы отличника и исключительно одаренного подростка Шиллера заметил герцог Вюртемберский
Карл- Евгений и по его указанию был зачислен в, созданное им
При его дворе закрытое военное училище (Карлсшулле, школа Карла).
Здесь Шиллер провел восемь лет. Несмотря на строгий казарменный режим училища, читал Шекспира, Гёте, Руссо, здесь же начал сочинять стихи, навеянные революционными настроениями того времени.

«…Поэтом гуманности, жрецом свободы духа, на разумной любви, основанной поборником чистого разума», — называл Шиллера литературный критик, прозаик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский.
По окончании училища Шиллер остался у герцога Карла-Евгения военным фельдшером, но не смотря на это он продолжал заниматься любимым делом – писать. Его первой драмой стали «Разбойники» (1781).
Герой пьесы – Карл Моор – бунтарь, объединивший вокруг себя друзей «разбойников», берущих на себя обязанность бороться с общественным злом.
Пьеса Шиллера «Разбойники» была поставлена в Мангеймском театре (1782), тайком от герцога Карла-Евгения, но тот присутствовал на премьере и был вне себя от ярости, узнав, что эта «опасная пьеса» написана его полковым фельдшером. Он посадил Шиллера под арест, но Шиллер сбежал. Он снова продолжал писать, появился первый вариант будущей трагедии «Коварство и любовь» — «Луиза Миллер».
Шиллер уже не мог без театра. Скоро он получил место драматурга в Мангеймском театре, во главе которого стоял аристократ Герберт фон Дальберг, который был превосходным организатором, режиссером и драматургом. Он сразу угадал в Шиллере его огромное дарование.
В течении первого и единственного сезона работы у Дальберга (1783–1784) Шиллер успел поставить две пьесы – «Заговор Фиеско в Генуе» (1783) и «Коварство и любовь» (1784).
Третьей пьесой должен был явиться «Дон Карлос», из которой он
написал всего один акт. Работа над пьесой продолжалась более 4-х лет и в итоге была поставлена в Мангеймском и Гамбургском театрах.
Всего Шиллером было написано семь пьес:
1. «Разбойники» (1780) по мотивам новеллы К. Шубарта в Мангеймском театре,
2. «Коварство и любовь» (1784) в Мангеймском театре
3. «Дон Карлос» (1787) Гамбургский, Мангеймский театры
4. 1798–1799 годах — написана трилогия «Валленштейн»:
Лагерь Валленштейна (1798),
«Пикколимини» (1799),
«Смерть Валленштейна» (1799),
(все три постановки в Веймарском театре)
5. «Мария Стюарт» (1800), в Веймарском театре
6. «Орлеанская дева» (1801), в Веймарском театре
7. «Вильгельм Телль» (1804), в Веймарском театре»
(С. Мокульский).

«Постановка «Марии Стюарт» в 1957 году — единственный за всю столетнюю историю Художественного театра случай обращения к драматургии Шиллера. (А.В. Бартошевич).

К.С. Станиславский, актер и режиссер, один из основателей Московского Художественного театра, один раз за всю свою долгую творческую жизнь соприкасался с драматургией Шиллера.
Это было в Обществе Искусства и Литературы в 1889 году.
В мае-апреле 1889 года К.С. Станиславский начал готовить роль Фердинанда в трагедии «Коварство и любовь».
«Репетиции велись очень внимательно. Александр Филиппович (Федотов – режиссер спектакля), давал массу ценных указаний» (Н.Д. Красов).
И уже 23 апреля 1889 года К.С. Станиславский играет премьеру.
Она «прошла с большим успехом. Константин Сергеевич исполнял роль Фердинанда превосходно, был очень красив, изящен. Он своим темпераментом вносил столько жизни и огня, что совершенно очаровал зрителей». (О.П. Полянская).
«Луизу играла М.П. Перевощикова, по сцене М.П. Лилина. Она наперекор мнению света, пришла к нам в качестве артистки. Оказывается, мы были влюблены в друг друга и не знали этого. Но нам сказали об этом из публики. Мы слишком естественно целовались, и наш секрет открылся со сцены. В этом спектакле я меньше всего играл техникой и больше всего интуицией. Но нетрудно догадаться, кто вдохновлял нас: Аполлон и Гименей» (К.С. Станиславский). И, конечно, Шиллер.

В 1957 году «главной причиной, почему взялись ставить «Марию Стюарт», были, как это часто случается, соображения внутритеатрального свойства: две выдающиеся актрисы Художественного театра
А.К. Тарасова и А.И. Степанова могли сыграть роли, может быть, самые знаменитые в женском трагическом репертуаре – Марию и
Елизавету». (А.В. Бартошевич).
Из прессы:
«Режиссер В.Я. Станицын репетирует трагедию Ф. Шиллера
«Мария Стюарт», в которой заглавную роль играет А. Тарасова,
королеву Елизавету — А. Степанова, Лейстера — П.В. Массальский»
(«Московская правда» от 27 января 1957 года)

«Мария Стюарт» — первая встреча МХАТ с Шиллером.
Это спектакль сильных чувств, ярких театральных красок.
В нем по-новому раскрылись темперамент, актерские и постановочные возможности искусства МХАТ», — писал директор МХАТ
А. Солодовников
(«Вечерняя Москва» от 9 мая 1957 года)

«Московский Художественный академический театр
23 марта показал премьеру — трагедию Шиллера «Мария Стюарт»
(перевод Б. Пастернака).
В премьере выступили А. Тарасова (Мария Стюарт),
А. Степанова (Елизавета), П.В. Массальский (Лестер),
Г. Конский (Берли), В. Готовцев (Паулет), Н. Соснин (Тальбот) и другие. Роль Мортимера исполнил молодой артист Л. Губанов
Художник — Б. Эрдман
(«Правда» от 25 марта 1957 года,)

«Новый спектакль Художественного театра «Мария Стюарт», поставленный режиссером В. Станицыным можно считать большой творческой удачей актерского коллектива.
Безукоризненно исполнение роли Марии, образ которой исключительно ярко и полно нарисовала опытнейшая актриса
А. Тарасова. Очень хорошо сыграна роль подлой и бездарной королевы Елизаветы, для которой людская кровь ничего не стоит.
Эту линию с большим искусством проводит на всем протяжении спектакля актриса А. Степанова». (Из прессы)
«Степанова была беспощадна к своей Елизавете. Актриса не оставляла ни малейших иллюзий по поводу мотивов, управляющих «королевской девственницей». Государственные резоны, политические расчеты владели ее Елизаветой куда меньше, чем ненасытное женское тщеславие, жажда обольщать. В Марии Стюарт она стремилась уничтожить не столь опасного политического врага, сколько соперницу — женщину. Уничтожить, но прежде насладиться ее унижением, растоптать ее на глазах любовника.
…Тарасова играла шиллеровскую героиню со своей обычной властной силой, эмоциональной энергией и заразительностью, хотя, пожалуй, слишком часто прибегала к давно проверенным приемам: те же знакомые певучие, полетные интонации, тот же защитительный взмах рук, та же резким движением откинутая назад голова — публика легко узнавала прежние роли любимой актрисы, первым долгом — Анну Каренину».
Постановка В.Я. Станицына, соединявшая тяжеловатую солидность исторической прозы с традиционными эффектами романтической костюмной драмы, вряд ли принадлежала к шедеврам режиссерского искусства МХАТ. В истории Художественного театра «Мария Стюарт» 1957 года осталась главным образом благодаря исполнению двух главных ролей» (А.В. Бартошевич).
«Прекрасно, но не в полную меру своих возможностей использует роль Лестера артист Массальский. Молодой артист Л. Губанов в трудной роли Мортимера выступил весьма удачно и всецело завладел вниманием публики. …Нужно сказать, что декорации в целом ряде картин вызывают восторг и аплодисменты, которыми зрители заслуженно награждают художника спектакля Б. Эрдмана. Прямо надо сказать — спектакль удался». С. Булошников, Т. Потокина
«Двигатель» от 25 марта 1957 года)
«… Очевидно не только желание эксперимента побудило Художественный театр взяться в этом сезоне за «Марию Стюарт». Очевидно, создателей спектакля грела и волновала гуманистическая идея, заложенная и блестяще воплощенная Шиллером в этой, несомненно, лучшей из его пьес, грел и волновал пафос утверждения добра и человечности, как высшего принципа, на котором может строиться
жизнь. …
И все-таки хорошо, что встреча с Шиллером состоялось. Зрителям она дала драгоценные минуты потрясений, яркие впечатления. Самому театру эта встреча — пусть и не во всем удачная — должна дать новую уверенность в широте возможностей его художественного метода» (Ан. Гребнев).

На выставке представлены из фондов Музея МХАТ:
Фотографии А.А. Горнштейцна и И.А. Александрова;
Копии эскизов костюмов и декораций художника Б.Р. Эрдмана к спектаклю Шиллера «Мария Стюарт» (1957);
В витринах: подлинные эскизы костюмов Марии и Королевы Елизаветы художника Б.Р. Эрдмана,
Документы, программки, материалы по истории создания спектаклей
«Коварство и любовь» (1889) и «Мария Стюарт» (1957).
Макет художника Б.Р. Эрдмана к спектаклю «Мария Стюарт» (1957).
Костюм Марии Стюарт — С.И. Коркошко.

Список использованной литературы для текста:

— А. Кирпичников, вступительная статья к сборнику «Шиллер, Библиотека великих писателей». Издание Брокгауза-Ефрона. С. Петербург. 1901, стр. 4)
 — С. Мокульский.
«История западноевропейского театра, Т.2
Стр. 472–473, 476,
См. Театральная энциклопедия под ред. П.А. Маркова. М. 1967. стр. 878)
 — Н.Д. Красов. Станиславский – актер. И.Н. Виноградская «Жизнь и творчество К.С. Станиславского», Летопись в 4-х томах. Том первый 1863–1905», издательство «Московский Художественный театр». 2003, стр. 106)
 — И.Н. Виноградская «Жизнь и творчество К.С. Станиславского», Летопись в 4-х томах. Том первый 1863–1905», издательство
«Московский Художественный театр». 2003, стр.108
цитируется по альбому прессы за 1957 год с.31 и вырезке из газеты ------
 — «Московский Художественный Театр. Сто лет. Том первый.
Спектакли и сценография», издательство
«Московский Художественный театр», М.1998, с.182)

Пресса:
 — «Московская правда» от 27 января 1957 года);
 — 1957 год, газета «Вечерняя Москва» от 9 мая 1957 года
 — 1957 год газета «Правда» от 25 марта 1957 года
 — 1957 год газета «Двигатель» от 25 марта 1957 года
 — 1957 год газета «Советская Культура от 16 мая 1957 года

Выставка выполнена под руководством:

Директора Музея МХАТ М.Н. Бубновой,
Заместителя директора по научной работе М.Ф. Полкановой;
Главного хранителя В.Я. Кузиной;
Автор – заведующая экспозиционно-выставочным отделом
О.Д. Полозкова;
В подготовке принимали участие научные сотрудники
и работники Музея МХАТ:
Г.А. Самозванцев, М.С. Корюков, В.И. Носов,
Т.В. Межина, О.В. Серебровская, Е.А. Ефстафьева, Е.И. Сикирина, Л.Н. Медошина, М.И. Смоктуновская.
Сканирование слайдов, негативов, фотографий и документов:
К.Г. Яснова, М.А. Кожан.
Печать фотографий, верстка и печать афиши — Г.А. Самозванцев
Фотографии из фондов Музея МХАТ — А.А. Горнштейна и 
И.А. Александрова.
Копия подлинной открытки – сцены из спектакля «Коварство и любовь» Шиллера: К.С. Станиславского – Фердинанда и 
М.П. Лилиной – Луизы (1889).

Выставка открыта для посещения в часы работы Музея- квартиры — музея Вл.И. Немировича-Данченко
Справки по телефону: 8-495-650-53-91