Курская

Хаос города как источник вдохновения. Интервью с Макото Синкаем

Хаос города как источник вдохновения. Интервью с Макото Синкаем

Макото Синкай – гениальный японский режиссер аниме. Его фильмы – простые истории отношений людей, хроника их встреч и расставаний. Они происходят в реальном мире, фантастических работ у Синкая почти нет. Но то, как он изображает пейзажи и детали окружающей героев обстановки – истинное волшебство. Кропотливо прорисовывая каждое облачко на небе, каждую табличку в вагоне поезда, каждую травинку в городском парке – он одушевляет эти обыденные предметы и наделяет их красотой и чувствами. Каждый его фильм – это созерцательный экстаз.

В Москву он приехал с новой работой «Сад изящных слов». Это фильм о том, как правильно пережидать дождь. Его героиня прячется в беседке, с утра попивая пиво и заедая его шоколадом, и там встречает героя. Вместе они прячутся не только от дождя, но и от проблем, которые на них обрушились подобно дождю. По словам режиссера, каждому человеку иногда нужна такая беседка, а для него самого этой беседкой стала анимация.

https://www.youtube.com/watch?v=2BxXhFRnWYU

Что вас больше вдохновляет: город или природа?

Я и то, и то люблю. Я вырос в префектуре Ногано, в горах, в 18 лет я приехал в Токио, поэтому я помню, насколько красива провинция по сравнению с Токио, но и понимаю, насколько красив Токио по сравнению с провинцией. Я скучаю, и когда-то мне обязательно захочется туда вернуться, но сейчас я живу в самом центре, и моя работа и жизнь тесно связана с городом. Меня иногда разрывает это противоречие. Но на данном этапе я выбираю город.

А проще ли видеть красоту в одиночестве, когда остаешься наедине с городом, или же вы чувствуете себя частью города, находясь с людьми?

Видеть красоту и наслаждаться ей можно и в одиночестве. Но по-настоящему полюбить какое-то место можно только, если оно связано с воспоминаниями, людьми. Например, я люблю эту улицу потому, что когда-то шел по ней со своим любимым человеком, или же потому, что в детстве мы гуляли здесь с родителями. Так же и в моих фильмах. Я изображаю не просто реальность, а делаю ее такой, какой она сохранилась у меня в памяти. Например, когда я рисую небо, я беру небо из воспоминаний детства: в префектуре Ногано закаты были более красочные, яркие, слепящие.

Думаю, вы согласитесь, что жить в городе непросто. Как научиться видеть хорошее в обыденных вещах?

Я живу в Токио и считаю этот город полным очарования. Например, район Синдзику, который показан в моем фильме, с точки зрения градостроительства абсолютно беспорядочный, на его улицах совершенно невозможно разобраться. Здесь есть ночной город с заведениями для взрослых, есть огромные высотные бизнес-центры. Но именно этот район как нельзя лучше испытывает силу человека, его возможность выжить в таком хаосе. И может быть, с точки зрения градостроительства, Синдзику – это район-ошибка, провал архитекторов, но с другой стороны, он дает много возможностей и является источником для вдохновения.

Как не уставать от города и уметь видеть что-то новое?

Совершенствовать город – задача политиков и архитекторов. Я же как аниматор пытаюсь находить красоту в хаосе города. А еще красоту можно найти в эмоциях людей.

Как вам понравился московский хаос, дал ли что-нибудь для вдохновения?

Дело в том, что я только приехал и практически ничего не видел. Из того, что я смог увидеть, меня впечатлили московские дороги. Система дорог очень понятная, существуют кольцевые, радиальные, очень большое количество полос, и все это замечательно, но как при таких широких дорогах появляются такие ужасные пробки? С другой стороны Москва очень красивый город c очень красивыми пейзажами и зданиями. Если бы я пожил здесь месяц, то я бы увидел много красоты.