Атлас
Войти  

Также по теме

Алина Сапрыкина: «Мы не хотим стать очередным музеем с вкусным тыквенным супом»

Директор Музея Москвы — о том, как превратить скучный музей в новую точку на карте городских развлечений

  • 6297
Алина Сапрыкина

bg.ru

Алина Сапрыкина

— Музей Москвы сильно изменился — и по внешнему виду пространства, и по характеру выставок. В этом году начинается реставрация. Музей закроется?

— В здание Провиантских складов музей переехал всего три года назад. Три корпуса позволяют нам не закрываться и проводить работы поэтапно. В рамках организации выставок мы уже начали с малого: чистим залы, снимаем ужасный линолеум и красный ковролин, демонтируем подвесной потолок. После комплексного обследования Провиантских складов, памятника архитектуры, где расположен Музей Москвы, мы подготовили проект реставрации. Наша задача — вернуть памятнику первоначальный облик, каким его создал Стасов.

В советское время здесь были гаражи Генштаба. Чтобы влезало больше машин, достроили по промежуточному этажу в каждом корпусе, и это чудовищно изменило здания. Так что мы хотим вернуть двухэтажность: шестиметровые потолки, красивейшие аркады. Собираемся открыть старые деревянные потолки и кирпичную кладку (небольшая часть подобных работ уже сделана в Центре документального кино), отремонтировать и отреставрировать все, что можно спасти, — стены, перекрытия, внутренние элементы, декор. Сроки и финансирование реставрации пока не утверждены, но мы точно в этом году начнем восстанавливать кордегардию — небольшое здание в нашем дворе. Сейчас оно в аварийном состоянии. После реставрации мы хотим перенести туда наш детский музейный центр.


— Как вы будете приспосабливать склады под музейные нужды?

— Проект приспособления здания еще не готов. Мы сторонники сохранения культурного наследия, поэтому для нас важно встроить музей бережно. Может быть, это получится сделать модульным образом, как конструктор, не касаясь исторических стен.


«Новое видение заключается в том, чтобы соединить на одной площадке две линии, историческую и современную»

— Что будет с внутренним двором?

— Двор — уникальное пространство, это надо чувствовать. Важно, чтобы он был открытым. Можно облагородить его мощением, светом, ландшафтными формами и развивать как городское общественное пространство, как выставочную и фестивальную площадку. Сам двор похож на небольшую городскую площадь — потенциал невероятный. Поэтому мы хотим менять его каждый год. К примеру, в прошлом году архитектор Тамара Мурадова построила амфитеатр со сценой и шатрами, и двор музея зажил фестивальной жизнью: мы проводили кинопоказы, лекции, концерты, выступления городских музыкантов. 

Нынешний сезон будет посвящен молодым художникам, так как музей — площадка Биеннале молодого искусства. Скульптуры и инсталляции разместятся в том числе и во дворе. Через год, возможно, будет акцент на аудиовизуальные проекты.


— Как вы выбираете проекты для городского музея? Раньше в Музее Москвы трудно было представить что-то подобное выставке современного искусства «Наверху», фотопроект «Москва Готье-Дюфайе» кажется органичнее.

— Наши темы связаны с историей города и тем, как он живет в настоящее время, — с актуальными процессами, городской культурой. Новое видение заключается в том, чтобы соединить на одной площадке две линии, историческую и современную. В этом году будет более 20 выставок, некоторые по новым направлениям. К примеру, в марте открылась немного ироничная выставка «Капсулы времени: женская версия». Здесь мы показываем москвичек разных времен и представляем, что именно они могли бы заложить в свои послания потомкам в конце XIX века, а что — в середине XX века. Потом будет большой проект, посвященный Первой мировой войне: агитплакаты, благотворительность, личные истории москвичей. Будет выставка про советское детство — игровой проект с возрождением атмосферы того времени. Еще один симпатичный проект — о городской уличной моде нулевых, пригласим всех ключевых столичных дизайнеров и знатоков моды: Мирославу Думу, Дениса Симачева, Вику Газинскую. В ближайшее время стартует фотографический проект, куратором которого выступит Ирина Меглинская, — «С чего начинается Родина?», итог путешествия нескольких фотографов по всей стране. В общем, планов много. И тему современного искусства мы не собираемся оставлять, конечно.


«Кто востребован сейчас в музее? перфекционисты и идеалисты»

— Вас легко приняли старые сотрудники музея? Как у вас строятся отношения с коллегами?

— В нашем музее работают достойные специалисты. Есть люди, которые в музее более 20 лет. Первое время ко мне присматривались, разумеется. Вообще, мне повезло, я всегда работала в очень успешных проектах: почти десять лет в Artplay, запуск «Гаража» с нуля, и везде рядом были сильные команды единомышленников. Работа — это часть меня, это главное. И наверное, со временем все это начинают чувствовать, это передается.

Кто востребован сейчас в музее? Перфекционисты и идеалисты. Люди — самое главное, на них все держится. Оказалось, что непросто найти именно молодых, готовых работать ради идеи, на общее благо. И среди академических музейщиков такие не все. Поэтому важно, чтобы ценные старые музейщики остались и новые толковые нашлись. Наш музей — о преемственности, и это нам надо сохранить.


— Значительная часть аудитории музея — дети.

— Да, музей всегда славился своими детскими экскурсиями и экспозицией «Древняя и средневековая Москва». Недавно открылись детские мастерские: есть история Москвы, живопись, скульптура, архитектура. Урок стоит 500 рублей, но в четверг у нас открытый день: можно прийти и поучаствовать бесплатно. Можно оставить ребенка на несколько часов, пока родители ходят по выставкам.

На Новый год мы провели благотворительные театральные представления, в сентябре раскрасили весь двор мелками — это был фестиваль «Москва на асфальте», будем делать его каждый год. Готовим детскую «Ночь в музее». Кроме того, у нас можно отпраздновать день рождения с экскурсией и игровым квестом.

Летом сделаем во дворе песочницу, небольшое кафе в духе советского детства, с креманками и пирожными. Из уникального — у нас есть археологическая программа для детей: интерактивные занятия «Кабинет начинающего археолога», «Занимательная археология», «Играем в прошлое», есть археологические программы для школ.

Вообще из-за детских мастерских к нам стало приходить больше семей, но все равно около 40% аудитории — школьники, которых привозят на экскурсии. Мы хотим поменять соотношение за счет общего прироста посетителей.


— На что вы ориентируетесь? Каким хотите сделать музей?

— Мы точно не хотим стать очередным хорошим местом с интерактивной выставкой, дизайнерской инфраструктурой, вкусным тыквенным супом и приятными молодыми сотрудниками. Это, конечно, тоже важно, но это вторично. Важнее найти свой образ, свой язык, особенность и идеологию.

Музеи городов в мире как явление появились в 1960–1970-е, а нашему 117 лет. Есть колоссальные фонды, библиотека, опытнейшие сотрудники. У музея, наконец, уникальная площадка, правда, с ней много еще придется поработать. Конечно, нам важна поддержка города и горожан. Мы хотим работать с молодыми кураторами, художниками, дизайнерами, архитекторами и находимся в точке отсчета нового музея. Конечно, когда-нибудь это будет один из лучших музеев, достойный Москвы.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter