Атлас
Войти  

Также по теме

Кому мешают клумбы и газоны

Урбанисты голосуют против травяных газонов, больших клумб и прочих изолированных зеленых композиций на улицах города. Они представляют собой классический пример "не-места" - пространства, которым никто не может воспользоваться и которое существует только для себя

  • 4639
Potted hydrangea

Thinkstock/Fotobank.ru

Принято считать, что признаки успешного города – это хорошие дороги, удобные парковки и много зелени на улицах. Многие чиновники и политики обещают избирателям именно это: развитие транспорта, озеленение и много мест для автомобилей. Но с точки зрения местного жителя, скорее всего, пешехода, которому важно, может ли он сам дойти до магазина или почты, и газоны, и дороги, и парковки – это препятствия, которые надо преодолевать.  

Сегодня урбанисты утверждают, что парковки для горожан, как и автодороги – это лишние помехи, которые приходится обходить по пути в магазин или кафе. Вокруг дорог и парковок власти постоянно разбивают зеленые зоны, в которых на самом деле, горожане тоже не нуждаются.

Эндрю Прайс, автор блога Strong Towns, посмотрел на современные города с точки зрения пешехода. И пришел к выводу, что абсолютно ненужные объекты, которые просто заполняют свободное пространство или облагораживают дорожное полотно, занимают в наших городах слишком много места. Это плохо сказывается на критическом для качества городской среды показателе – компактности. Если до любого нужного места в городе можно дойти пешком, такому городу и машины не нужны.

История "не-места"

Прайс разделил все территории города на две категории. Первая – это общественные места (“places”), в которых люди гуляют, общаются, отдыхают,  делают покупки и так далее. К ним относятся парковые и лесные зоны, площади и скверы, а так же пешеходные улицы.

Вторая категория – места, неудобные для людей или попросту для них не предназначенные(“non-places”), которые заполняют пространства между общественными местами. Это автодороги и магистрали, парковочные зоны и озеленённые участки.

Сам термин – non-place или "не-место" - запущен в оборот французскими философами-постмодернистами. Этнограф Марк Оже называл "не-местами" все временные пристанища человека в "кочующем мире": залы аэропортов, вокзалы, отели и так далее. В современной урбанистике "не-местом" принято называть часть городского пространства, которая как бы "выключена" из окружающей среды: она труднодоступна, не убирается, оказавшись в таком месте, хочется побыстрее его покинуть.

Московские "не-места" – большинство набережных, пространство под мостами, гаражные кооперативы посреди жилых массивов, многие дворы, заставленные автомобилями. 

Place

http://www.strongtowns.org

Пример общественного места (place). Здесь можно прогуляться или посидеть.

Non-place

http://www.strongtowns.org

Пример зеленого насаждения, которое служит лишь для декоративных целей. Это - non-place.

Территория, пригодная для жизни

Просматривая спутниковые карты городов, Прайс рассчитал процентное соотношение "мест" и "не-мест" в нескольких американских городах. На схеме он "места" синим цветом, "не-места" – красным.

Сан-Франциско

Территория, пригодная для жизнедеятельности горожан, занимает 81%  (4,25 к 1).

City

http://www.strongtowns.org

Сан-Франциско

City

http://www.strongtowns.org

Синим выделены места благоприятные для людей (places), а красным - неблагоприятные (non-places)

Феникс

Общественно доступные места занимают меньше пространства, чем "не-места" – 48% (или 0,9 к 1).

City

http://www.strongtowns.org

Феникс

City

http://www.strongtowns.org

Промышленная зона в пригороде Литтл Рок

Цифры  несколько округлены, так как район еще строится, однако, общественные места занимают на этой территории не более 10%. Автострады, дороги, парковки и зелёные насаждения занимают 90% территории этого района. Вряд ли такой город будет экономически конкурентоспособным.

City

http://www.strongtowns.org

City

http://www.strongtowns.org

Зелень вообще не нужна

Еще более критичен к зелёным пространствам урбанист Натан Льюис. Он считает, что традиционные компоненты городской среды – это парки и спортивные площадки, но никак не зелёные зоны. Последние нужны, чтобы сделать другие непредназначенные для людей места менее отвратительными.  Заполнение города ненужной инфраструктурой происходит по принципу снежного кома: вы построили один неудобный людям объект, и пытаетесь как-то исправить ситуацию, окружив его деревцами.

Представьте, что у вас был дом, а напротив него – магазин, в который жители этого дома могли легко добраться. Тут вы взяли и разделили их улицей, по которой ездят автомобили. Потом вы строите две парковки: у  дома и у магазина, расширяете проезжую часть. Дальше, не зная, что делать с этим уродством, вы бросаетесь высаживать кусты, чтобы как-то отделить дом от дороги и уменьшить шум от ревущей автострады. В итоге, незаметно магазин оказывается очень далеко от жилого дома, а в городе появляется всё больше и больше ненужных объектов: автомастерских, заправок и других предприятий для обслуживания автострады. На маленьких свободных клочках земли вы можете разбить несколько жалких парков.

Интересно, что в традиционных старых городах  так-то много зелени, справедливо отмечает Льюис. К таким городам относится, например, Сиена в Италии, которой отсутствие зелени не мешает – это один из крупнейших туристических центров страны.

Традиционному городу искусственные ландшафты  не нужны: в нём нет проблем современного мегаполиса, нет бешеного трафика и пыльных магистралей. Нет тех трудностей, которые сегодня мы пытаемся решить, насадив несколько акров зелёных газонов, объясняет свою точку зрения Льюис. Здания стоят рядом и между ними никак не проложить проезжую часть. Достаточно пары горшков с цветами, чтобы озеленить эти прекрасные узкие улицы.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter