Атлас
Войти  

Также по теме

Чему города могут научиться у человеческого тела

Части городской инфраструктуры должны работать независимо друг от друга, как части человеческого тела, чтобы, например, отключение электричества или наводнение не парализовало весь город

  • 3736
Giant hand in the Muzeon Park of Arts, Moscow

https://www.flickr.com/photos/kryshen/

Давно подмечено, что большие города похожи на организм человека. Их скелет – шоссе, мосты и проспекты, легкие – парки и скверы, нервные цепи и окончания – миллионы повседневных встреч и расставаний горожан. Жизнь города очень похожа на жизнь тела: сотни тысяч носителей информации постоянно перемещаются, доставляя необходимое в его разные части. 

Но есть одна существенная разница. Человеческое тело более устойчиво к внешним шокам, отмечают в блоге 100 Resilient Cities. В сложных ситуациях человеческое тело может справиться со сверхнапряжением и потом даже вылечить себя. Опять же, если у вас отказал один орган, это не значит, что по цепочке откажут и другие. В городах все работает иначе: отказ системы подачи электроэнергии может привести к отказу подачи воды, блокировке транспортных путей и отключению связи. Системы городов слишком взаимосвязаны, поэтому они и становятся все более хрупкими. 

На грани катастрофы

Самые уязвимые города планеты – это самые больше города, прежде всего, мегаполисы Юго-Восточной Азии, расположенные на побережье. Они практически беззащитны перед ударами водной стихии: цунами и даже сильные ливни представляют для них серьезную опасность. 

Есть несколько рейтингов уязвимости городов планеты. В прошлом году такой рейтинг составила компания  Swiss Re. Эксперты проанализировали потенциальные потери 616 городов мира в случае землетрясения, шторма, наводнения, цунами и разлива рек. В этих городах живут 1,7 млрд человек, или 25% мирового населения. Они оценили, сколько человек могут пострадать в городах от буйства стихии.

Наиболее уязвимым городом оказалась агломерация Токио-Иокогама: в регионе от действия всех пяти стихий могут пострадать 57 млн человек. На втором месте – столица Филиппин Манила (почти 35 млн человек), на третьем месте – дельта Жемчужной реки в Китае (чуть меньше 35 млн человек). Также в первую десятку вошли японские Осака-Кобе и Нагоя, индонезийская Джакарта и Кольката, а еще Шанхай, Тегеран и Лос-Анджелес. Москва в число уязвимых городов не попала в силу географического положения. 

Рейтинг компании Grosvenor устроен более сложно: эксперты компании сравнивают не только географические риски городов и близость к геологическим разломам. Они также  оценили качество управления, институты, систему планирования и финансирования городов.

Наиболее уязвимыми городами и в рейтинге Grosvenor стали азиатские мегаполисы: Джакарта, столица Бангладеш Дакка и индийский Мумбаи. Затем идут Манила, китайский Гуанчжоу и египетский Каир. Самые устойчивые города: Калгари, Торонто и Ванкувер. Москва – в середине списка.

Быстрее всех справиться с катаклизмом смогут богатые города из развитых стран: Нью-Йорк, Торонто, Лос-Анджелес и Вашингтон. В Каире, Маниле, Дакке, Джакарте и Рио-де-Жанейро буйство стихии закончится паникой, хаосом и колапсом системы городского управления и всей инфраструктуры. 

Органы города

Почему большие города так плохо готовы к чрезвычыйным ситуациям? Потому что отключение электроэнергии или коллапс транспортной системы по цепочке приводят к проблемам в других подсистемах городского хозяйства. Срабатывает "эффект домино": объекты инфраструктуры отказывают один за другим, потом в городе начинается хаос.

Чтобы этого не происходило, системы жизнеобеспечения города должны быть автономны или хотя бы полуавтономны друг от друга, заключают авторы 100 Resilient Cities. Если одна из систем выйдет из строя, то другие должны не падать вслед за ней, а компенсировать ее выбытие. 

Человеческое тело эволюционировало сотни тысяч лет, чтобы у него появились подобная способность к адаптации. Города могут научиться у человеческого тела гораздо быстрее. После разрушительного урагана "Сэнди" в Нью-Йорке появилось новое требование к владельцам бензоколонок: они должны установить генератор, чтобы даже в случае отключения электроэнергии обеспечивать город бензином какое-то время. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter