Атлас
Войти  

Также по теме

ХалтурСтройТрест

  • 1188

5 марта текущего года на Каширском шоссе (дом 61, корпус 3а) рухнул этаж будущего жилого дома. Погибло трое строителей, еще трое находятся в тяжелом состоянии. В Москве подобные случаи не редкость. По словам первого заместителя руководителя строительного комплекса Москвы Леонида Наумовича Краснянского, только в прошлом году на своих рабочих местах погибли 28 строителей.

Главная причина таких несчастий, как считает Краснянский, - несоблюдение элементарной техники безопасности. Видимо, руководители строительных фирм полагают, что на таких мелочах и необходимо экономить, ведь норма прибыли среди застройщиков в прошлом году снизилась до 35-40%, тогда как в 2001 году она доходила до 60%.

Строители в последнее время привыкли экономить и еще на одной мелочи - на таком же элементарном соблюдении строительных технологий. Жизнь новоселов от этого, правда, не прерывается столь трагично, но крови попортить недоделки могут изрядно. Не так давно столичный мэр учинил разнос строителям, обвинив их в погоне за длинным рублем, который зарабатывается, в том числе, за счет дичайшей экономии на стройматериалах, и на так называемых недоделках.

Что такое недоделки, рассказал на одной из пресс-конференций руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Он привел в пример 17-этажный панельный дом на Мичуринском проспекте, в котором в конце 90-х рухнула секция (слава Богу, что до вселения жильцов оставалось две недели). Как потом выяснила специальная комиссия, железобетонные панели по технологии положено было сваривать между собой в шести точках, а рабочие ППСК ТЭЦ-25 халтурили - сваривали только в двух. В общем, то ли Лужкову надоела халатность строителей, то ли забрезжили скорые перевыборы мэра, но он решил устроить специальную «горячую линию», на одном из концов которой строители принимали бы возмущенные звонки новоселов, не желающих жить в квартирах с кривыми потолками или с щелями в стенах, сквозь которые можно любоваться окрестными пейзажами.

Заметим, «горячая линия» предназначалась только для новоселов, то есть для тех граждан, которые вселились в дома максимум 2 года назад. Именно этот срок и является гарантийным для новостройки - в течение него строители обязаны бесплатно устранять любую недоделку.

Как рассказал Леонид Краснянский, только с 17 февраля по 4 марта на эту линию поступило 1614 жалоб от новоселов. Чаще всего возмущение москвичей вызывали кривые стены, перегородки и перекрытия в новых квартирах - 17% всех жалоб. Такое же число москвичей негодовало по поводу оконных блоков (17%). Самый вопиющий случай тут был зафиксирован в одной новостройке в Северном Бутове: щель между рамой и стенами составляла 4,5 см. По 10% жалоб пришлось на герметизацию швов, промерзание, сырость и протечки. По данным пресс-службы строительного комплекса Москвы, отсыревание стен в прошедшую суперморозную зиму стало настоящим бедствием. В результате некачественной заделки швов в панелях накапливается вода. Панели изготовлены из бетона, в качестве наполнителя и теплоизолятора используется керамзит. Если керамзит пропитался влагой, это надолго. Пока панели не просохнут сами по себе, ничего сделать нельзя. Как следствие, во многих квартирах начинает появляться грибок.

Работа «горячей линии» выявила и другую статистику: лидеров среди фирм-бракоделов. По словам того же Леонида Наумович, наибольшие нарекания вызывают квартиры в домах, возведенных МФС-6 (82 жалобы за три недели) и ДСК-1 (56 жалоб). Недалеко от них ушло СУ-155. Как правило, эти фирмы кроме квартир на продажу возводят и муниципальное жилье, куда переселяют очередников и жителей из сносимых пятиэтажек. За эту работу из бюджета города строителям выделяют, по их словам, сущие копейки - чего же тут стараться?

Хрестоматийным примером в данном случае служит муниципальный дом №4 по улице Павла Aндреева (ЦAО). Из-за многочисленных недоделок часть новоселов не может въехать туда уже два года. Автором многоэтажной халтуры выступает ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов». Примерно треть дома, несмотря на текущие трубы, плесень, грибок и кривые стены, заселена бывшими обитателями пятиэтажек: дома, в которых они проживали ранее, уже снесены, поэтому деться несчастным было некуда - пришлось въезжать.

- Почему так плохо строят? - спрашиваю я ведущего специалиста ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов» Любовь Петрову.

- Денег на такие дома из бюджета выделяется мало, вот и приходится на всем экономить, - вздыхая, отвечает она. Систематизация претензий новоселов и выявление недобросовестных застройщиков - вот, пожалуй, и весь итог телефонной связи начальства с народом. Ни Краснянский, ни Ресин пока не смогли привести ни одного примера того, как "горячая линия" помогла устранить недоделки.

Может быть, это и закономерно: в наше время проблемы решаются не с помощью анонимок и жалоб, а в суде. Но вот как именно заставить строителей устранить недоделки в квартирах, из наших сограждан мало кто знает. Как уже говорилось выше, у каждой новостройки есть гарантийный срок - два года, в течение которого строители бесплатно устраняют любую недоделку. A недоделкой у нас считается все, что не совпадает с нормативами ГОСТа и СниПа. Да и не надо быть профессионалом в строительной сфере, чтобы понять, что текущая труба - это недоделка, кривая стена (пусть она отклонена от вертикальной оси даже всего на 2 см) - тоже.

Так с чего же надо начать при обнаружении недоделок в квартире? Проще всего тем новоселам, которые при заселении дома создали Товарищество собственников жилья (ТСЖ). В этом случае ТСЖ перед вручением ключей гражданам по каждой квартире составляет акты приемки. В них указываются все замечания о недоделках, и эксплуатирующая организация (ДЕЗ или РЭУ) предъявляет эти акты строителям. После этого подписывается так называемый протокол - трехсторонний документ, завизированный совместно эксплуатирующей организацией, строителями и ТСЖ. Затем ТСЖ будет отслеживать работу строителей по устранению недоделок, перечисленных в документе. Срок устранения недоделок определен Гражданским кодексом РФ в один год с момента подписания акта сдачи дома.

A вот остальным, неорганизованным новоселам придется изрядно побегать, чтобы, во-первых, недоделки в их квартирах признали недоделками и, во-вторых, чтобы брак был надлежащим образом устранен.

Первый путь может быть таким: попробуйте разрешить конфликтную ситуацию в досудебном порядке. Если представители застройщика не идут на решение проблемы мирным путем, изложите все свои претензии и требования в заявлении. Заявление составляется в двух экземплярах: один вы отдаете в фирму, а на втором, который остается у вас, фирма ставит печать, входящий номер, дату, подпись. Если у вас отказываются принимать или регистрировать заявление, отправьте его с уведомлением о вручении. В последующем эти бумаги могут вам пригодиться в суде.

Второй путь изначально предполагает судебное решение. Причем новоселы должны знать, что по закону они в течение двух лет вправе обратиться с требованием к застройщику о расторжении договора купли-продажи квартиры. Понятно, что идти на такой шаг имеет смысл, если квартира представляет собой одну сплошную недоделку.

Если свою квартиру вам покидать нет резона, но мириться с недоделками вы никак не хотите - идите прямиком в Государственную жилищную инспекцию Москвы. Она как раз и занимается тем, что контролирует нормативы, связанные с содержанием и эксплуатацией жилищного фонда, в том числе и новостроек. Например, не так давно Мосжилинспекция после жалоб новоселов из Южного Бутова заставила строителей заменить бракованные кровельные покрытия в 26 домах. Еще пример: оказалось, что в Бескудникове (на улице Дубнинской) в 23 новых домах 40% стеклопакетов - с браком. Строители вынуждены были и тут навести порядок.

Как уверяет Владимир Ресин, при обнаружении недоделок надо немедленно обращаться в приемную мэра или в сектор архитектуры, строительства, развития и реконструкции города. Однако тут все зависит от воли чиновника: может дать от ворот поворот, а может, в свете недавней критики мэром строителей, и разобраться в проблеме.

Как бы то ни было, если походы по официальным инстанциям и увещевания строителей не увенчались успехом, остается один путь - привлечь бракоделов к ответу через суд. При этом до судебного заседания необходимо пройти ответственный этап - получить два заключения: экспертизы о недоделках (то есть являются ли они производственным браком), а также профессионального сертифицированного оценщика, который подсчитает нанесенный вам материальный ущерб. Еще одно важное дополнение. Вы можете взыскать с застройщика и моральный ущерб, однако следует приготовиться к тому, что наши суды в этом случае редко оперируют суммами более 20 тысяч рублей.

В качестве экспертов можно, например, пригласить специалистов из таких учреждений, как Моспроект, МНИИТЭП, НИИ Мосстроя, Мосгосэкспертизы, Мосгорстроя, Российской гильдии риэлтеров. Оценщик, как уже говорилось выше, обязательно должен быть сертифицированным (сертификат выдает правительство Москвы). Только тогда его расчеты будут признаны в суде. Как правило, за свою работу специалисты берут от 50 до 200 долларов (кстати, в такие же суммы обойдутся и услуги экспертов). Однако, когда судебное дело будет вами выиграно, деньги вычтут с ответчика в вашу пользу.

Как рассказали в пресс-службе строительного комплекса Москвы, в 2002 году в городе было рассмотрено около 70 судебных дел, связанных с производственным браком в новостройках. Из них гражданами было проиграно только два. Обычно сумма материального ущерба от недоделок составляла от двух до пяти тысяч долларов.A вот по прошествии двух лет с момента вселения в новую квартиру ваш статус новосела пропадает - вы становитесь обычным квартирантом, и застройщик вам уже ничего не должен. Но и в этом случае ваши права находятся под защитой закона. Например, закон города Москвы предписывает Мосжилинспекции каждые пять лет организовывать полноценное обследование каждого жилого здания. Текущий ремонт жилых домов полагается проводить каждые 3-5 лет, а капитальный - каждые 9-15 лет. Кровлю следует ремонтировать раз в 10 лет, сантехнику - раз в 30 лет, межпанельные стыки - раз в 7 лет. Однако проведение таких работ ложится уже не на плечи застройщика, а на эксплуатирующую организацию (ДЕЗ или РЭУ). Как работают эти организации - всем известно. Поэтому все же имеет смысл вовремя подсуетиться и потребовать приведения вашей новой квартиры в порядок с помощью застройщика.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter