Атлас
Войти  

Также по теме

Конкурс на реставрацию «Ударника» выиграли бельгийские архитекторы

​Сегодня в кинотеатре состоялась пресс-конференция фонда BREUS Foundation, на которой его глава Шалва Бреус подвел итоги конкурса на реставрацию и переоборудование кинотеатра в музей современного искусства. В жюри вошли российские и зарубежные эксперты в области архитектуры и современного искусства, а также представители московских властей, в числе которых и глава департамента культуры Сергей Капков.

  • 4205
Конкурс на реконструкцию «Ударника»

Победителем стало архитектурное бюро Robbrecht en Darm architecten из Бельгии, второе и третье места заняли соответственно Stephan Braunfels Architekten из Германии и Arata Isozaki & Associates из Японии.

По словам Шалвы Бреуса, особенная сложность предстоящей реконструкции в том, чтобы пройти «между Сциллой и Харибдой»: одновременно сохранить историческую идентичность «Ударника» и вместе с тем превратить его в современное мультимедийное пространство. Международный куратор реставрации, экс-директор парижского Центра Помпиду Жан-Юбер Мартин отметил, что все финалисты конкурса уважительно отнеслись к историческому наследию. «Кинотеатр «Ударник» –  странное, удивительное здание, это архитектурный гибрид, особый знак в Москве. Другого подобного просто нет».

По мнению членов жюри, победителю удалось соблюсти этот баланс: проект бельгийского бюро отличает «особая уважительность к наследию кинотеатра, минимальное вмешательство в его облик и тонкая игра со светом и тенью». Кроме того, по задумке бельгийского проекта,  «Ударник» будет максимально открытым пространством, с минимумом внутренних перегородок и возможностью входа с любой из сторон здания. Помимо выставок, в «Ударнике» планируется открыть новые кафе и залы для проведения деловых встреч и конференций.

Вопреки распространенному мнению об архитектурном несовершенстве российской столицы, европейские эксперты не жалели комплиментов в ее адрес. «Москва уже мой город, как Рим, Берлин или Лондон. И я уверен, что Москва – один из величайших городов Европы, – заявил директор музея современного искусства в Антверпене Барт де Баре. – Это город, с которым мы можем контактировать и общаться с большим интересом. Москва – важная часть глобального европейского наследия и центр современного искусства для всего земного шара»

После церемонии объявления победителей тройка призеров представила свои проекты журналистам. Японское бюро предлагало поделить здание на три зоны, отвечающие основным функциональным задачам: выставкам, презентациям и конференциям, а отличительной чертой должен был стать большой черный куб, символизирующий российский модернизм и позволяющий разместить внутри него специальные экспозиции.

Немецкие архитекторы в своем проекте продвигали идею, что современное искусство – это не только живопись или скульптура, но и музыка, театр и танец. Только бюро Stephan Braunfels Acrhitekten предлагало вернуть в  «Ударник» небольшой киноконцертный зал.

Глава победившего бельгийского бюро отметил, что вдохновлялся идеями великих российских художников и архитекторов XX века, работавших в Москве: творчеством Малевича, братьев Весниных, Кандинского, Гинзбурга. По его мнению, величайшая особенность архитектуры – это возможность создавать собственное внутреннее пространство и покрывать светом произведения искусства и тело вошедшего в здание человека.

Первое место еще не гарантирует обязательного воплощения в жизнь именно бельгийского проекта. Всем трем призерам еще предстоят переговоры с руководством фонда BREUS, обсуждение технических деталей проектов, их соответствия регламенту защиты архитектурных памятников и возможные бюджеты. Впрочем, каждый финалист получил компенсацию за проделанную работу

Всего после реконструкции планируется застроить 6000 квадратных метров новой площади. По слова Шалвы Бреуса, будущий музей должен открыться во втором квартале 2016 года и стать частью условного культурного кластера, в который уже входят Красный Октябрь, Дом на набережной, Третьяковская галерея с Лаврушинским переулком и Храм Христа Спасителя.

Кинотеатр «Ударник», выдающийся памятник конструктивизма, был построен по проекту архитектора Бориса Иофана и открыт вместе со знаменитым Домом на Набережной в 1931 году. Уникальной особенностью здания был раздвижной потолок-купол который, впрочем, открывали только единожды, – потом механизм заклинило. Вплоть до девяностых годов «Ударник» оставался главной площадкой для кинопремьер. Последние годы показ фильмов в кинотеатре  не проводился, а до покупки фондом BREUS в здании работало казино. Сегодня «Ударник» – площадка, где проходят выставки современных российских художников и выставка номинантов ежегодной «Премии Кандинского»

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter