Атлас
Войти  

Также по теме

Новая русская музыка в парке Горького

Ежегодный фестиваль искусств «Черешневый лес» запустил музыкальную программу — Bosco Fresh Fest. На протяжении недели, с 13 по 20 мая, в парке им. Горького ежевечерне будут выступать известные молодежные команды. Музыкальные критики Денис Бояринов, Александр Горбачев и Борис Барабанов оценили программу и рассказали, в чем проблема меценатских фестивалей

  • 9470

chereshnya (1).png



Денис Бояринов

Денис Бояринов (Openspace.ru)
____



«Будь у меня возможность, я бы ходил на этот фестиваль чуть ли не каждый день. По лайнапу видно, что его подбирал человек, который отлично знает, что происходит в новой российской музыке, — ни одного случайного коллектива. Кроме российских, есть несколько любопытных зарубежных гостей вроде польской красавицы Рамоны Рэй, литовской красавицы Алины Орловой или американского синти-поп-дуэта Hundred in the Hands, где тоже поет очаровательная девушка. 

Я бы хотел предречь такому проекту — фестивалю новой музыки в парковой зоне — долгую жизнь, но понимаю, что, скорее всего, это прекрасная разовая акция. К сожалению, в Москве проекты, пропагандирующие новую местную музыку, возможны пока только в ситуации, когда у кого-то из богатых людей вдруг появилась потребность покрасоваться перед молодежью, чтобы не выглядеть безнадежным старпером. Хорошо, если у мецената, как в случае этого фестиваля, есть прогрессивный сын, сват или брат, который может не только убедить своего состоятельного родственника в том, что надо быть с молодежью, но и привлечь разбирающихся людей к организации. Но невозможно предсказать, будет ли компания Bosco каждый год давать деньги на молодых музыкантов или переметнется под влиянием моды на что-нибудь другое. У мецената сегодня одни капризы, увлечения и финансовые возможности, а завтра — другие. 

Лучше бы фестиваль был инициативой снизу, прорастал стараниями людей, которые эти группы слушают или в них играют. Но вряд ли в ближайшее время это станет возможным в России. Потому что, с одной стороны, такие истории могут успешно существовать только в Москве. А с другой, в Москве нельзя сделать фестиваль без задействования серьезных финансовых и/или административных ресурсов. Невозможно музыкантам просто выйти на бульвар или в парк и начать играть — тут же придут милиционеры и скажут, что это несанкционированная публичная акция. Либо плати взятку, либо отправляйся в СИЗО. Другая проблема, что Москва испорчена деньгами — здесь не приживается никакая другая идеология, кроме той, что успех — это деньги, а деньги — это успех. Я не уверен, что большая часть принимающих участие в фестивале Bosco молодых групп готова выступать за идею, по принципам Do-It-Yourself — им привычней работать за надежный гонорар на маркетинговых фестивалях во славу мецената или спонсора. 

На фестивале Bosco я в первую очередь пошел бы на те группы, которые еще живьем не видел. Я бы посмотрел, как выступают екатеринбуржцы «Обе две» — говорят, что очень бодро. Мне интересна питерская чилвейв-группа IFWE. Чилвейв — такой современный американский извод синти-попа, который основывается на ностальгических настроениях двадцатилетних, на их воспоминаниях о детстве в 1980-е годы, о кассетных магнитофонах, телесериалах и мультфильмах Уолта Диснея. Группа IFWE пытается укоренить этот стилистику у нас: пишет тексты на русском языке, издает компиляции, создает видимость музыкального движения — мне нравится их комплексный подход. Еще я не был на выступлении Евгения Гринько — на записях это такая романтическая инструментальная музыка а-ля ранний Тирсен. Сходил бы на Surtsey Sound — питерский оркестровый построк, который нахваливают питерские коллеги. Давно не видел группу «19:84», которую журналисты когда-то окрестили «нашим ответом Coldplay» и чуть было не угробили этим проект. Лидер группы Вася Зоркий писал грустные англофильские песни, но про группу давно не было слышно — интересно, изменилось ли что-нибудь. NRKTK только что выпустили хороший альбом «Разочарование года» — думаю, они здорово его играют живьем. Словом, фестиваль Bosco — это вполне себе праздник новой русской музыки на открытом воздухе. Мне непонятно только, зачем фестиваль закрывает проект Grisha Urgant, который выглядит и звучит как пародия на всю эту новую молодежную музыку. Наверное, меценат настоял». 




boris_barabanov.png
Борис Барабанов («Коммерсантъ»)
____


«Группы, которые будут выступать на фестивале Bosco, можно объединить в блок под условным названием Go Britannia. Они по большей части пишут песни на английском, аккумулируются, как я понимаю, где-то в районе «Стрелки», «Красного Октября», журнала «Афиша» и сайта Look At Me. Эти медиа положили много лет жизни на то, чтобы создать впечатление, что именно это и есть популярная молодежная культура, именно такие песни на английском языке — то, что всем нужно. Поэтому из всего музыкального «не мейнстрима» эта англофильская волна сейчас виднее всего.

Меня давно уже расстраивает, что люди, научившиеся неплохо играть, почему-то считают, что людям неинтересно знать, о чем они поют, или что слушателям нужно совершать над собой усилие, чтобы постичь всю глубину их творчества. 

Молодой человек с гитарой может сегодня очень успешно реализоваться, обращаясь на русском языке к очень большому количеству людей. У русскоязычных музыкантов есть реальная возможность распространять cвое влияние не только на Москву, доносить свое творчество до самых до окраин. Зачем же сознательно ограничивать свою аудиторию? 

В этом смысле из тех групп, что представлены на фестивале, мне нравится команда NRKTK, которая говорит со своей аудиторией на одном языке. Также, как я понимаю, на русском языке будут петь «Обе две», «19:84», The Retuses, «Краснознаменная дивизия» и Гриша Ургант. Вот и весь русскоязычный материал из огромного списка в два десятка групп. Еще лично мне из этой программы нравятся Weloveyouwinona и Алина Орлова (но она — уже фигура из совсем другой лиги). 

Всегда хорошо, когда кто-то получает возможность реализоваться. Но на этих группах современная российская музыка не заканчивается. Есть масса других вариантов. Лично мне больше симпатичен русский хип-хоп: это музыка для людей, которых я вижу каждый день». 


Александр Горбачев

Александр Горбачев («Афиша»)
____


«Общее впечатление от списка выступающих групп очень приятное. Буквально каждый день кто-нибудь хороший да играет, а то и не один. А особенно приятно, что лайнап фестиваля не кажется (ну, во всяком случае мне) каким-то набором диковатых молодых ансамблей, которых богатые ребята из просветительских соображений и умиления перед юношеским энтузиазмом позвали к себе поиграть. Все эти люди — вполне состоявшиеся игроки музыкальной индустрии, пусть не первого ряда, но и не последнего. 

Собственно, список участников фестиваля только подкрепляет мое личное убеждение в том, что так называемая новая русская музыка прошла за пару лет путь от какого-то мелкотравчатого феномена, который, как многим могло показаться, выдуман несколькими журналистами и промоутерами, до значимого компонента здешней музыкальной жизни; это группы, которых уже не надо поддерживать и одобрять — они сами по себе информационный повод. (Мне, конечно, особенно приятно это отмечать, потому что некоторым из представленных групп я делал первые сольные концерты, помогал выпускать диски — и рад, что не прогадал и что они добиваются того, чего заслуживают.) И этот «Черешневый лес» — не единственное подтверждение: Moremoney играют в универмаге «Цветной», Pompeya зовут к себе все модные бренды, «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» собирает полный клуб «Б2» в среду, Алина Орлова может собрать площадку побольше и в пятницу, ну и так далее. 

Но «Черешневый лес» очень симптоматичен, конечно. Потому что компания Bosco, прямо скажем, раньше не очень была замечена в просветительских инициативах в области молодежной культуры. Да и вообще не сказать что отличалась хорошим вкусом. И если они на свои деньги устраивают такой фестиваль — значит, они видят в этих группах какой-то имиджевый потенциал для себя. А если бренд Bosco хочет ассоциироваться с «Обе две» и Motorama, это, по-моему, замечательно. Уж точно лучше, чем если бы они хотели ассоциироваться со Стасом Михайловым или группой «Пилот». 

Другой вопрос, что, конечно, можно выдвинуть конспирологическую версию и объяснить все происходящее тем, что сын Михаила Куснировича, играющий в выступающей на фестивале группе The Paisley, просто-напросто подсунул папе этот лайнап, и никакой маркетологической составляющей в таком составе участников нет. Но, во-первых, даже если так, это все равно лучше, чем никак. А во-вторых, я все-таки предпочитаю верить в более красивую версию».






Расписание Bosco Fresh 



13 мая

20:00 — «Обе Две» + Ramona Rey (Польша)
21:00 — Motorama 
22:00 — Veronica Falls

14 мая

20:00 — Cheese People  
21:00 — Bajinda Behinda The Enemy Lines  
22:00 — Pompeya


15 мая

20:00 — Everything is Made in China  
21:00 — Weloveyouwinona  
22:00 — Moremoney

16 мая

20:00 — «19:84»
21:00 — The Retuses 
22:00 — On-The-Go


17 мая


20:00 — Евгений Гринько 
21:00 — Surtsey Sounds 
22:00 — Alina Orlova (Литва)              


18 мая


20:00 — The Paisley 
21:00 — The Hundred in the Hands (США)                
22:00 — NRKTK


20 мая 

20:00 — «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки»  
21:00 — Submotion Orchestra (UK)  
22:00 — Grisha Urgant
 



 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter