Атлас
Войти  

Также по теме

Почему в Нью-Йорке нельзя поймать такси в дождь

Эксперты Принстонского университета нашли ответ на вопрос, который давно мучил жителей и гостей Нью-Йорка: почему в городе невозможно поймать такси в дождь? Оказалось, все дело в пробках: в плохую погоду они становятся больше, а таксисты просто отказываются от работы и устраивают себе в дождливый день лишний выходной

  • 11514
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Многие жители и гости Нью-Йорка жалуются, что в городе невозможно поймать такси во время дождя. Традиционная экономическая теория объясняет это неудобство с помощью спроса и предложения: в дождь желающих воспользоваться услугами такси становится больше (то есть спрос растет), а предложение нет – такси на улицах столько же, сколько и всегда. 

Есть более современное объяснение. Таксисты ежедневно ставят перед собой определенную цель по доходам. Если они ее выполнили, то уезжают домой. Они не собираются ежедневно получать максимальный доход. Уровень их доходов обратно пропорционален рабочему времени. В дождь таксисты быстрее достигают своей цели (потому что клиентов становится больше) и, выполнив план, уезжают домой. В итоге, предложение такси в Нью-Йорке снижается и найти машину в дождь становится все сложнее.

Два этих объяснения противоречат друг другу и ставят экономистов в тупик. Если гипотеза о цели по доходам верна, то поведение таксистов не очень рационально: вместо того, чтобы зарабатывать, когда есть такая возможность, они предпочитают отдыхать.  

Генри Фарбер из Принстонского университета попробовал разрешить эту загадку. И пришел к выводу, что дело не в росте спроса, а в сокращении предложения. Во время дождя на улицах города скапливаются огромные пробки, и таксисты, чтобы не терять в них время, просто отказываться от работы и уезжают домой. 

Сколько в Нью-Йорке таксистов?

Чтобы стать таксистом в Нью-Йорке, нужно получить специальное разрешение. Согласно данным за 2013 год, в городе было выдано более 13,2 тысяч таких разрешений. В год в Нью-Йорке совершается примерно 180 миллионов поездок на такси.

Все  нью-йоркские такси можно разделить на два типа. Первый – это такси из таксопарка, всего в городе выдано 7,6 тысяч  таких разрешений. Владелец таксопарка сдает автомобили в лизинг водителям, которые получили специальное разрешение на вождение такси. Такси из парка должно работать на улицах города минимум 9 часов в сутки. 

В Нью-Йорке есть и независимые таксисты, власти выдали им почти 5,6 тысяч лицензий. Такие машины могут водить сами владельцы лицензий или нанятые ими водители. Обычно водитель берет в лизинг такси на 12 часов и сам решает, сколько он хочет работать.

До 4 сентября 2012 года таксисты в Нью-Йорке брали $2,5 за первую пятую часть мили – (нечто вроде оплаты посадки), а затем по 40 центов за каждую следующую пятую часть мили. Столько же стоит и минута ожидания. Затем стоимость дополнительной пятой части мили и минуты ожидания выросла до 50 центов. С 20:00 до 6 утра стоимость поездки увеличивается на 50 центов, а в часы пик (с 16:00 до 20:00) - на $1.

Комиссия Нью-Йорка по такси и лимузинам обязала все такси иметь на борту электронные приборы, которые фиксируют информацию о поездке: стоимость поездки и маршрут. Фарбер получил эти данные о всех городских такси за 2009-2013 годы.

Пробки мешают заработать

Чтобы понять, почему в Нью-Йорке нельзя найти такси во время дождя, Фарбер проанализировал данные о 116 млн поездок, которые совершили 8,8 тысяч водителей. Это была случайная выборка. Уровень загруженности такси и заработки водителей он сопоставил с периодами, когда в Центральном парке Нью-Йорка шел дождь.

Оказалось, что заработок таксиста в час мало связан с дождем в Нью-Йорке. На него куда сильнее влияют день недели, месяц и сезон. Но загадка, которая мучила экономистов, предстала перед Фарбером во всей красе: уровень загруженности такси во время дождя оказывается в среднем на 4,8% выше, но к росту доходов таксистов рост спроса на их услуги не приводит. 

Чтобы объяснить это, Фарбер изучил данные о количестве миль, которое таксисты проезжают в дождь и в хорошую погоду. И нашел разгадку. Таксистам мешают заработать пробки, из-за которых машины двигаются слишком медленно. Доходы таксистов зависят не от времени в пути, а от пройденного расстояния. Из-за пробок таксисты просто не успевают проехать достаточно, чтобы заработать больше. Количество миль, которые такси проезжает с пассажиром, во время дождя оказывается на 2,4% меньше. Пробки и ухудшение условий для вождения мешают водителям такси заработать во время дождя, несмотря на рост спроса. 

Именно поэтому водители просто берут выходной в дождь и уезжают домой. Количество такси на улицах во время дождя сокращается на 7,1%. Водители жалуются, что ездить на такси в дождь слишком неприятно, сложно и неудобно.

Пробки приводят к парадоксальной ситуации: спрос на такси во время дождя растет, люди готовы платить за поездки, но количество такси становится меньше. Таксисты в дождь не могут нормально зарабатывать,  а людям приходится ждать на улице под дождем. Решить эту проблему можно: нужно или ввести дополнительную плату за использование такси в дождь, чтобы повысить мотивацию таксистов, или побороть пробки. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter