Атлас
Войти  

Также по теме

Проснись и пой

  • 1996


Иллюстрация: Андрей Иляскин

«Где учиться петь?» — вопрос, конечно, слишком общий: одних интересует джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке.Всем известно, что вокал бывает разный: академический (он же классический, он же оперный), эстрадный, джазовый, народный. При этом в основе всего лежит именно академическая постановка: она дает свободу владения голосом и сквозь другие манеры исполнения просвечивать не должна. Грубо говоря, виды вокала не отличаются ничем, кроме манеры исполнения. При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом. В случае с академическим вокалом первый год придется петь только упражнения, вокализы (пение без слов — на «о-о-о» или «а-а-а») и простенькие песни. Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное — дело тренировок. В этом смысле пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае уроки вокала — это история на несколько лет.

Самая распространенная и самая правильная форма обучения вокалу — индивидуальные занятия с педагогом (мы не говорим об ансамблево-хоровой школе — это целый отдельный мир). Но найти своего педагога ужасно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут еще важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придется провести вместе очень много времени. Манер преподавания еще больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера. Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их одно: непоющих педагогов не бывает. Но и прошлый или настоящий успех вокалиста на сцене — еще не гарантия того, что он научит хорошо петь и вас. Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания — более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то банально шея длиннее, у кого-то короче). Один подробно расскажет про строение гортани (с рисунками и схемами) и как она должна встать, чтобы звук был правильный. Другой будет что-то говорить про купол во рту, а третий просто предложит взять в рот огурец. Бывают оригиналы, которые заставляют распевать разные неприличные слова: это, оказывается, очень эффективно работает. Цена индивидуальных занятий у разных педагогов колеблется от 300 р. до $100 за академический час. Опять-таки высокая цена не говорит о суперпрофессионализме педагога, исходить нужно скорее из собственных возможностей: заниматься необходимо минимум два раза в неделю (аккомпаниатор оплачивается отдельно).

Непрофессиональный педагог — это кошмар всех начинающих вокалистов, поскольку идентифицировать его дилетанту довольно сложно. Халтура часто вскрывается при переходе к более опытному специалисту, когда голос уже испорчен, — приходится переучиваться. Если на уроках поется несвободно и длительное время нет улучшений (первые хорошо слышимые результаты, в принципе, должны появляться уже через 8-10 уроков) или, еще хуже, появляется боль в горле или сиплость — от такого педагога нужно бежать немедленно. При подобных проблемах можно обратиться к врачу-фониатру — тот скажет наверняка, если работа с голосом идет неправильно.

Зато начинать учиться вокалу можно когда угодно. Любому голосу отпущен определенный период, после которого он при активном использовании постепенно «стирается». Это примерно 30 лет. Так что, начав петь лет в 40, можно и не дожить до конца своей славы. Вопиющий случай: пришел учиться дедушка 70 лет, у него был шикарный баритон, тембр — как у молодого. Правда, склероз брал свое, и певец часто забывал слова своих арий прямо во время выступления. Вообще, бесполезно заниматься вокалом только людям очень-очень курносым, иных противопоказаний нет (если, конечно, речь не о раке легких).

Учебных заведений, где учат вокалистов с нуля, в Москве совсем немного. В музыкальные школы, как правило, берут только детей. А в любое музыкальное училище, готовящее академистов, нужно поступать уже с готовыми, отработанными произведениями (песня, романс, ария). Если знакомых педагогов нет совсем, можно поискать в Консерватории, РАТИ (ГИТИС) или Училище им. Гнесиных — многие преподаватели вокала оттуда занимаются и частной практикой. Чтобы избежать лотереи (увы, даже профессор может испортить ученику голос), сходите на концерты-зачеты, которые часто бывают общедоступными, и послушайте, как поют разные ученики, — это будет лучшим свидетельством профессионализма преподавателя. В конце концов, дойдите до ближайшего Дома культуры и узнайте, нет ли там студии эстрадно-джазового, народного или оперного вокала.

При любом раскладе не стесняйтесь своего неумения — практически любой хороший педагог с удовольствием берется именно за неопытных учеников. Конечно, умение сыграть хотя бы простенькую гамму не повредит. Но даже те, кто не знает, что такое нотный стан, в процессе обучения вокалу все равно усваивают хоть какие-то основы музыкальной грамоты — во-первых, в этом нет ничего сложного, а во-вторых, просто нет другого выхода.


Где: уроки пения

Московский колледж импровизационной музыки
514 82 13, 112 13 46, 112 14 70, www.mcim.ru

ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова
911 96 02, ip-iv.chat.ru

Высшая школа искусств, культуры и шоу-бизнеса Владимира Девятова «XXI век»
240 27 69, www.devyatov.ru

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter