Атлас
Войти  

Также по теме

Путь меча

  • 1772

Поединок

Наконечники бамбуковых мечей дрогнули, скрестившись. Фехтовальщики начали медленное – не спуская друг с друга глаз – кружение. Круг, еще круг. Было слышно, как постукивает бамбук. Вдруг противники разом выкрикнули «Ки-ай!» и сшиблись – забрало к забралу. Мечи описали в воздухе причудливый иероглиф. И снова закружили – напряженно, выжидательно.

Бойцы различались по росту, цвету кейкоги (курток) и хакам (юбок-штанов). Тот, что повыше, был весь в черном, белую одежду того, что пониже, стягивал черный пояс-таре. На обоих синие шлемы (мэны) с отворотами, прикрывающими плечи, черные кирасы (до), синие перчатки (котэ). Оба босы. В маленьком спортзале одного из московских институтов на Басманной улице, в конце тусклого ноябрьского дня, эти двое были прекрасны. «До!», «Мэн!», «Котэ!» – взрывалась тишина. Топот ног – треск бамбука. Каждый удар задуман и нанесен, как смертельный. Если бы в руках у кендоистов был не бамбуковый меч – синай, а боевой – катана, то один из бойцов давно бы погиб.

Схватка продолжалась минут пять, пока человек у стены, наблюдавший за ней, не выкрикнул: «Ямэ!» («Стоп!»). Противники, опустившись на одно колено, сделали движение, будто вложили мечи в ножны, затем поклонились друг другу. Сняли шлемы и перчатки. Фехтовальщик в черном оказался чернобородым мужчиной, фехтовальщик в белом – девушкой-японкой со светлым, как полная луна, лицом и агатовыми глазами. Кто победил, я так и не поняла.

Легенда

Как рассказывают, во времена правления рода Токугава (XVII век) два самурая переправлялись через реку в одной лодке. Один воин стал задирать другого. «Давай сразимся, – подзуживал он. – Посмотрим, чья школа сильнее!» – «Давай, – невозмутимо ответил второй самурай. – Видишь островок? Высадимся на нем и вступим в бой». Однако когда лодка причалила к берегу и первый рыцарь выскочил из нее, второй оттолкнулся и поплыл дальше. «Трус! Куда ты!» – кричал тот, что на берегу. «Я не желал сражаться с тобой и добился этого», – отвечал тот, что в лодке. «Что же это за школа такая?» – удивился задира. «Кендо – искусство побеждать без меча», – донеслось в ответ.

Наши кендоисты

С кендо Москва познакомилась на рубеже 90-х годов. Первыми кендоистами стали Владимир Янушевский, завкафедрой японского языка в Институте стран Азии и Африки, Николай Яковлев, кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ, Виталий Савилов, бизнесмен, организовавший первые тренировки, и Александр Генералов, в кооперативном спортзале которого тренировки эти проходили. В 1993 году была основана Русская федерация кендо (РФК), сейчас ее возглавляет Руслан Алоев. Занятия кендо нашли поддержку у Японского фонда, основанного при посольстве Японии. Из Токио стали приезжать сначала инструкторы, а за ними и признанные мастера меча, среди них – премьер-министр Японии Рютаро Хасимото.

– Однажды я вышел на поединок с самим господином Хасимото, – рассказывает шестнадцатилетний Денис Загорский, мастер 1-го дана (уровня). – Мне тогда было 11 лет, но сражался я неплохо. Хотя, по правде сказать, господин Хасимото мне поддавался.

С 1998 года наши фехтовальщики начали участвовать в международных соревнованиях.

– Сначала мы как учились: поглядишь, как сражаются Савилов и Янушевский, и тоже в бой, – вспоминает Руслан Алоев. – На чемпионат приезжали два человека и вылетали в первых же турах. Постепенно усовершенствовали систему тренировок, да и людей прибавилось. Теперь ездим командой, а прошлой весной на чемпионате мира в Глазго наш Андрей Солодников, мастер четвертого дана, попал в 1/8 финала.

Сегодня кендо в России занимаются 300 человек, свои школы есть в Питере, Воронеже, Владивостоке. В Москве кендоистов человек 60. Большинство – с высшим образованием: психологи, управленцы, аудиторы, телевизионщики, словом, те, кто постоянно работает с людьми. А здесь, в спортзале на Басманной, они работают над собой.

Правила боя

Существует пять основных стоек, наши фехтовальщики пользуются одной, наиболее изученной. А ударов разрешено восемь: мэн – удар в голову, по центру, в правую или левую сторону; до – удар по кирасе с обоих боков; котэ – по перчаткам. И еще атака в горло – цки. На чемпионате мира в Глазго в финале боя между Кореей и Японией чемпион мира Эйго победил лидера корейской сборной именно этим ударом. Очевидцы говорят, что это была потрясающе красивая атака.

Мастера меча учат: удар должен сочетать быстроту молнии и легкость бабочки. Засчитывается удар при трех условиях: если боец входит в атаку с возгласом «Ки-ай», в момент удара выкрикивает его название, а заканчивает атаку стойкой, полностью готовый к новой схватке. Поединок ведется в режиме свободного боя до двух очков.

Сон бабочки из Лао-цзы

В Токио существует Институт кендо, где изучают различные его аспекты, в том числе влияние на здоровье и интеллект. А еще японцы считают: гораздо важнее то, как мальчик владеет мечом, чем то, как он успевает в школе.

Русские же кендоисты говорят, что у кендо есть по крайней мере три достоинства. Во-первых, это спорт, занимаясь которым крепнешь физически.

– В молодости я боксировал, – рассказывает кендоист Виктор Александрович Павлов. – В кендо уровень нагрузок так же высок, но поединок – это синкретическое действие: надо успевать и двигаться, и правильно дышать, и предугадывать удары противника. Нагрузка распределяется равномернее.

Во-вторых, у кендоистов развивается быстрая реакция. Виктор Александрович, например, утверждает, что стал лучше водить машину.

– Конечно, будучи ученым, кандидатом экономических наук, я знаю, что «после» не значит «вследствие», – замечает Виктор Александрович. – Знаете, у Лао-цзы есть такая притча. Мудрецу снится, что он – бабочка, а бабочке, что она – Лао-цзы. Спрашивается: где тут сон?

На лезвии меча

Об одном жалею. Что не согласилась там, в зале, надеть доспехи и попробовать себя в бою. Ведь мастера меча говорят: если вы выиграли – это случайность. Если проиграли – закономерность. Ваш противник всего-навсего показал ваши уязвимые места.

А в бусидо, кодексе чести самураев, сказано: если из нескольких путей, которые ты можешь выбрать, один ведет к смерти – выбери его. Потому что только оказавшись на ее грани, можно понять себя. Лезвие же меча жизнь и смерть символически разделяет. Бой в кендо, пусть даже с дубовым или бамбуковым мечом, – это мифологическая картина смерти. Если ты проиграл – ты умер. Теперь тебе нужно возродиться, понять свои ошибки и не повторить их.

– Постараться изменить судьбу – вот суть кендо, – подытожил Виктор Александрович.

СНАРЯЖЕНИЕ

Синай Весит около 500 граммов. Бывает бамбуковый и пластиковый. Пластик дороже (200–250 долларов), зато его покупаешь раз на всю жизнь. Бамбук дешевле (1 100–1 200 р.), он живой, подвижный и лучше отцентрован, но его приходится менять раз в год-полтора.

Кейкоги и хакама Все из хлопка. Бывают черные, белые и синие. Продаются в магазине «Будо-спорт» на Покровке или в магазине «Атлетика» на стадионе «Динамо». Стоят 600 и 1 150 р. соответственно.

Доспехи: мэн, до, котэ, торэ Вообще-то, РФК предоставляет их ученикам. Те же, кто хочет иметь личные доспехи, могут купить в «Будо-спорте» корейские за 500–600 долларов или заказать во Владивостоке: китайские (450–500 долларов), японские (600–700 долларов).

Излишества пятипальцевые перчатки под котэ (у котэ только два пальца); специальные тапочки, чтобы не сражаться на босу ногу; тенугуи – хлопчатобумажная косынка под шлем, Эйго ввел моду завязывать ее, прихватив один из уголков зубами.

ЗАНЯТЬСЯ КЕНДО

Русская федерация кендо Кржижановского, 2, 125 08 60,

8 910 469 46 92. Есть группы для взрослых и для детей

Клуб «Бусикен» Профсоюзная, 142, корп. 5, 8 916 112 57 30

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter