Атлас
Войти  

Также по теме Выборы в Мосгордуму 2014

Пробки, бараны и Крым: как малоизвестный активист захватил билборды Москвы?

8 июня пройдут праймериз «Моя Москва» – генеральная репетиция сентябрьских выборов в Мосгордуму. Организаторы предварительных выборов уверяют, что никак не связаны с мэрией, а само голосование является исключительно гражданской инициативой. Оппозиция же уверена, что «Моя Москва» – проект столичных властей, призванный «замаскировать» выдвиженцев от партии власти. 

  • 48733
Агитация Александра Шумского

Оппозиционеры отмечали, что волонтеры «Моей Москвы» агитировали за конкретных кандидатов в Мосгордуму от «Единой России», встречи с кандидатами-единороссами проходят на территории госучреждений, а весь город, несмотря на заверения оргкомитета об отсутствии административного ресурса, завешен рекламой праймериз.

Наверное, самым заметным в буквальном смысле кандидатом на праймериз стал руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. В апреле он запустил кампанию в поддержку своей кандидатуры и завесил столицу громкими плакатами «Вернули Крым – вернем и парковки». Монтаж и размещение одного подобного рекламного щита в Москве стоит не менее 60 тысяч рублей, но Шумскому все рекламные поверхности бесплатно предоставляет Russ Outdoor.

Движение Probok.net в мэрии курировал помощник вице-мэра Петр Бирюков. Вместе с движением «Наши» активисты движения проводили акции за прекращение точечной застройки и установку новых светофоров, а сам Шумский не раз ездил на «Селигер». БГ решил разобраться, как выпускник Московской академии водного транспорта, побывав членом промайдановского движения и активистом «Справедливой России», стал одним из «Списка Собянина» – тех, кто пойдет в Мосгордуму при поддержке столичных властей в сентябре этого года.

О себе сам Шумский рассказывает, что родился в семье обычных советских людей, а отец его работал слесарем. Он окончил Академию водного транспорта, получив диплом юриста по транспортному праву. Во время учебы в академии был членом студенческого правительства дублеров, и тогда же, в 2007 году, ему в голову пришла идея создать центр по борьбе с пробками. «Я заразил ею всех своих друзей, тратил на ее воплощение все заработанные юридической практикой деньги. Сначала мне никто не верил, а теперь у нас собственный офис, коллектив 20 человек, свои информационные ресурсы, поддержка на всех уровнях власти», – хвалился Шумский в интервью. 

Вся деятельность экспертного центра Probok.net – классический пример воплощения «теории малых дел». Принцип работы прост: собирать жалобы автомобилистов, на их основе придумывать решения и лоббировать их в органах власти. В списке заслуг своей команды Шумский называет появление разворота под мостом у метро «Волгоградский проспект», пешеходного переход на Андроньевской площади и остановки троллейбуса «Б» у метро «Таганская». Адепты «теории малых дел» обычно подчеркнуто аполитичны, но в случае с Шумским так было не всегда. В 2006 году он состоял в молодежном оппозиционном движении «Мы», созданном на волне «оранжевой революции» на Украине.

Лидер движения «Мы» Роман Доброхотов подтверждает, что студент Шумский участвовал в одной или двух акциях движения. «Он не по политической теме к нам присоединился и сразу сказал, что его интересуют социальные вопросы – та же антипризывная повестка. Он тогда пытался организовать какое-то московское студенческое объединение типа профсоюза», – вспоминает Доброхотов. «Шумский действительно состоял в движении «Мы», но недолго, – подтверждает экс-участник движения Игорь Драндин, ныне зампредседателя партии «Демократический выбор». – В наших мероприятиях он участвовал около года. В то время он разделял наши взгляды, но был человеком осторожным, ему не всегда нравились наши радикальные идеи. И в какой-то момент он перешел в молодежку «Справедливой России».

В разговоре с БГ Шумский заявил, что не состоял в движении «Мы»,  а просто «общался с его участниками и присутствовал на нескольких встречах». На замечание корреспондента БГ о том, что Шумский состоял в рассылке «Мы» и принимал участие в подготовке уличных акций против Владимира Путина, а поэтому был полноправным членом оппозиционного движения (символом которого был оранжевый цвет в честь «оранжевой революции» на Украине), руководитель Probok.net пригрозил судом и сказал, что в дальнейшем на вопросы будет отвечать только по электронной почте. Ни на один из вопросов Шумский так и не ответил, назвав их «малосовместимыми с профессиональной журналистикой».

Осторожный Шумский успел побывать и членом «Лиги справедливости» – молодежного крыла «Справедливой России». Это подтверждает его нынешний конкурент на выборах в Мосгордуму от «СР» Илья Свиридов, глава совета депутатов Таганского района. «Я не знаю, что сподвигло господина Шумского выдвигаться именно в моем округе – он живет в Бирюлеве, не знает проблем центра, – возмущается Свиридов. – Он всячески поддерживал проект платных парковок, с которым я боролся, и говорил, что жить в центре должно быть дорого, а если вас это не устраивает – езжайте в Бирюлево».

Еще полгода назад Александр Шумский переживал за родной район: «Пора встряхнуть этот гадюшник», – писал он во время известных событий. «Бирюлево стало больше похоже на энциклопедию национальностей, чем на приятное место для проживания», – объяснял он причину народного гнева. Он даже возмущался, что полиция называла зачинщиков бунта «пьяными школьниками».  «Весь район благодарен этой группе «пьяных школьников», так как теперь в Бирюлево настоящий порядок, которого не было много лет», – писал он и делал вывод, что «погромы эффективны». Правда, тут же уточнял, что никого не призывает к экстремизму.

Но теснее всего из политических организаций Александр Шумский и Probok.net сотрудничали с движением «Наши». Сам Шумский рассказывал, что познакомился с экс-главой Росмолодежи Василием Якеменко как простой участник форума «Селигер» – отстояв очередь и презентовав свой проект. Дальше все пошло как по маслу: Якеменко организовал Шумскому встречу с Путиным (на том же «Селигере»), потом были две встречи с Медведевым. «Отношение к проекту сразу резко изменилось. Сергей Семенович (Собянин) передал курировать нас своему первому заму Бирюкову», – вспоминал Шумский. С Бирюковым они к тому времени был знакомы много лет – еще со времени, когда тот был префектом Южного округа, а Шумский заседал в окружном молодежном совете.

Проект Александра Шумского получал не только моральную, но и материальную поддержку от Росмолодежи. Сам Шумский объяснял это просто: «Мы получили средства, потому что они периодически поддерживают молодежные инициативы, а всем ключевым участникам нашего проекта меньше 30 лет». Поддерживало деньгами их и правительство Москвы – этого глава экспертного центра тоже не скрывал. По его словам, «это не миллионы рублей», но суммы он назвать не может. Есть у Probok.net и частные спонсоры, но фамилию главного спонсора он тоже назвать отказался.

Зимой, когда москвичи протестовали на Болотной и Сахарова, Шумского тоже видели на митингах  «За честные выборы», но тогда же он стал одним из фигурантов скандала, связанного со взломом электронной почты главы Росмолодежи Василия Якеменко и пресс-секретаря «Наших» Кристины Потупчик. В письмах Потупчик дает Шумскому советы, как комментировать популярные темы, а Шумский просит у нее помощи в раскрутке постов в ЖЖ. Там же Шумский скидывает Якеменко «План на 2012 год» и спрашивает по поводу своего разговора с Медведевым: «Не слишком ли сильный наезд на Собянина получился?» – «Все это глупости», – лаконично прокомментировал Шумский взлом почты. 

Весной 2012 года стартовала большая рекламная кампания Probok.net – по Москве развесили около 400 рекламных щитов с креативными слоганами (которые до этого придумывали всем интернетом – автору лучшего обещали iPad). «Все за внебюджетные деньги, по доброй помощи нашего информационного партнера News Outdoor», – объяснял Шумский. «Давайте вернем промилле! Даже в спелых бананах есть немного спирта», – призывал один вариант плаката. Множество щитов с баранами символизировали несознательных водителей, которые вылезают на забитые перекрестки, объезжают по обочине и не пропускают девушек. И совсем уж провокационное: «15 суток в год – в пробках как под арестом!» – и это в разгар «болотных» протестов!

«Ничего себе у вас размах, – с завистью писал в комментариях муниципальный депутат Максим Кац, чья организация «Городские проекты» тоже занимается транспортными проблемами. – Если бы проводить такую кампанию за деньги, обошлось бы минимум в 12 миллионов рублей, а то и больше раза в два». Кац знаком с Шумским и во многом поддерживает его инициативы. «Шумский делает хорошее дело, но политически он совсем другой направленности. Бывший нашист, с Якеменко общается, я думаю, он и на выборы пойдет от «Единой России», – отзывается о нем депутат. Это, по мнению Каца, не отменяет того, что среди предложений Probok.net много здравых идей. «Но они не могут с мэрией ругаться. Когда возникла история с троллейбусом на Покровке, я пытался узнать их позицию. Они говорили: вообще убирать троллейбус не надо, но мы молчим», – вспоминает депутат.

Центр Probok.net тратит огромные деньги, уверен Кац. «Его четыре плаката – как весь бюджет «Городских проектов». Шумский говорит, что им бесплатно отдают свободные места. Действительно, билборды иногда дают бесплатно, но это будут незаметные места, а у него они висят в самых лучших местах – это совершенно точно либо коммерческая, либо политическая история. Они ставят кубы в тех местах, которые нам никогда не согласовывали во время кампании Навального», – рассказал Кац. 

Максим Ткачев, управляющий директор крупнейшего в России оператора наружной рекламы Russ Outdoor, рассказал БГ, почему стал безвозмездно помогать Probok.net. «Я живу в Серебряном бору, работаю на Новой Риге. И на пересечении Маршала Жукова с Народного Ополчения построили развязку, но банально забыли сделать поворот для тех, кто хочет выехать из города. Я по этому поводу два года писал письма в Департамент транспорта, но все без толку, мне приходили только отписки исполнителей.Тогда я решил, что если создать проект, который будет собирать предложения о том, как сделать дороги лучше (где-то поворот построить, где-то сделать карман для автобуса), а потом доводить их эффективно до руководства города, то у него есть огромные перспективы стать робин гудами от пробок. Для этого надо выявлять проблемы, громко кричать по их поводу, писать жесткие посты и заставлять работать тех, кому по долгу службы положено заниматься дорожной ситуаций. Когда я начал искать людей для проекта, выяснилось, что нечто подобное уже существует: ребята во главе с Шумским сидят в подвале и делают то же самое, что было у меня в голове под названием «Пробок.нет». Я их пригласил к себе на встречу, и мы сразу же договорились о сотрудничестве по всем направлениям. Наш пилотный проект «Дорожные парадоксы» сделали летом 2011 года. Russ Оutdoor сделал отличную компанию на билбордах, а потом Саша с коллегами дали итоговую пресс-конференцию в «Московском комсомольце», на которую пришли директор ЦОДД Королев и вице-мэр Бирюков. Там Саша под 13 камер ведущих СМИ показал 100 мест Москвы, где дорога есть, но из-за тупости она перекрыта. Реакция была разная. Королев сидел красный, злился и пытался отпираться,  а Бирюков, поняв, что ему говорят чистую правду, начал сотрудничать с «Пробок.нет». Разворот на Жукова сделали за две недели, так же как и еще несколько десятков других проектов. Этот успех нас окрылил, и мы решили, что движемся в правильном направлении», – вспоминает Ткачев историю их знакомства. 

По мнению Ткачева, вице-мэр Бирюков явился на пресс-конференцию к малоизвестному движению Probok.net благодаря массовой рекламе на улицах города. Уже тогда Russ Outdoor предоставил безвозмездно 100 билбордов на улицах Москвы с объявлением о презентации «Дорожного парадокса». Ткачев затруднился ответить, сколько сейчас рекламных щитов отведено проекту «Пробок нет» на дорогах Москвы, но заверил, что речь идет о сотнях билбордов, за которые Russ Outdoor не берет деньги. Причем сейчас, накануне выборов в Мосгордуму, помимо щитов «Пробок.нет» на улицах появились билборды с рекламой самого Шумского.

Такчев подчеркивает: ничего противозаконного в размещении портретов Шумского под видом социальной рекламы нет. «В какой-то момент Саша ко мне пришел и сказал, что хочет избираться в Мосгордуму. «И зачем тебе это?» – спросил я. Он ответил: «Знаешь, я уже три года занимаюсь этой работой и в ряде случаев бьюсь головой об стену. Если бы был статус депутата, было бы лучше». Я с ним согласился и сказал, что буду помогать, – пояснил Ткачев. – Мы много размещали социальной рекламы, которая в контексте могла выглядеть как агитация к выборам. Но она всегда была легальна». 

«Стоимость эквивалента такой компании – 60–100 миллионов рублей в год», – подсчитал Ткачев, подчеркнув при этом, что Russ Outdoor размещает социальную рекламу на непроданных рекламодателям сторонах, и Probok.net – не крупнейший  «социальный» рекламодатель компании.

«Мне очень хочется, чтобы Probok.net появился в Киеве», – признавался некогда Шумский, но судьба распорядилась иначе. В феврале 2014 года он полетел в Крым поддерживать проведение референдума о присоединении к России. «Не могу сидеть в Москве, там русские в беде и им нужна помощь, – писал он. – Сегодня ночью смелые крымские ребята просто взяли и сделали то, что должны были – подняли российский флаг над зданием парламента Крыма». После этого рекламные щиты «Вернули Крым – вернем и парковки!» с улыбающимся Шумским уже не должны были никого удивить. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter