Атлас
Войти  

Также по теме

Вукан Вучик: Как справиться с московскими пробками?

​В среду, 26 марта в Музее истории Москвы в рамках лектория фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» прошло выступление широко распиаренного профессора транспортного планирования университета Пенсильвании Вукана Вучика. 

  • 12789
Лекция Вукана Вучика в Москве

На этот раз профессор Вучик был приглашен в Россию с целью представить свою концепцию рельсовой наземной системы для Омска. Прежде в Омске планировалось построить метро с шестью станциями, что, по мнению ряда не очень известных экспертов, никак не облегчит растущую загруженность дорог Омска, близкую уже к московской. За те же деньги предлагается развернуть альтернативный транспорт Вучика по всему городу. Подходит ли этот транспорт для омской погоды, пока что не уточняется.

Большая часть лекции была посвящена главной идее всех современных урбанистов: город создан для людей, а не для машин. Активное строительство дорог и отсутствие внимания к общественному транспорту приводит к тому, что люди покупают больше машин. Рост числа машин автоматически означает рост числа парковок, благодаря чему покупка машины становится еще привлекательнее, а затем запускается новый цикл строительства.

Именно это пресекли крупные города мира в последние 15 лет, отказавшись от строительства новых дорог и перейдя к индивидуальным финансовым сборам с владельцев машин: от платных парковок в центре города и ввода платного проезда в черте города (стартовым городом для этого эксперимента стал Сингапур) до чрезвычайно высоких налогов на владение автомобилем (Норвегия).

Правда, предложения применить эту концепцию в Москве разбиваются о тот факт, что в большинстве городов, где были приняты ограничительные меры по отношению к личным автомобилям, плотность дорожной сети была в 3–5 раз выше, чем сейчас в Москве. На это Максим Кац, выступавший соведущим профессора Вучика, заметил, что неверно ждать еще 20 лет, прежде чем вводить ограничительные меры.По данным института Генплана Москвы

С другой стороны, профессор Вучик признается, что вопрос припаркованных машин во дворах он вообще никогда не рассматривал. В Америке просто никогда не стояла эта проблема – еще с начала прошлого века есть традиция строительства подземных гаражей. Нет в США и многих других проблем, существующих в России, – например, сочетания многоэтажных спальных районов и дорогих машин. Климат, с запозданием пришедшее благополучие, старение общественного транспорта, созданного при другой экономической системе, – во многих современных городах эти проблемы не стоят в принципе.


Основные же тезисы профессора Вучика таковы (мнение лектора может кардинально не совпадать с мнением автора):

  • – Загруженность дорог Москвы – это не только проблема Москвы, но решать эту проблему надо сейчас. Объяснить пробки не так уж сложно: современный город не предназначен для личных машин, и чем больше машин, тем больше пробок. Нужно опираться на «международный опыт», который уже накопился в этой области.

  • – Самое опасное явление – бесплатные парковки. Если парковка бесплатна, то нагрузка автоматически ложится на весь социум. Траты на машину отдельного водителя несравнимы с тратами общества. Платные парковки везде, всегда и как можно больше. Чем дороже для водителя, тем лучше для города.

  • – Американский опыт говорит о важности вылетных магистралей – дорог, с которых на протяжении долгого времени нет съезда. Нужен, однако, разумный подход к строительству вылетных магистралей; не нужно превращать их в религию.

  • – Дороги, предназначенные для машин, должны строиться в хордовых направлениях, а общественный транспорт – в радиальных. Строительство колец – маст.

  • – При планировании американских городов когда-то вообще не предполагалось наличие общественного транспорта. Но даже американские города в итоге пытаются создать модели общественного транспорта.

  • – Московское метро действительно крайне удобно для города. Требуется интенсивное развитие этого вида транспорта в Москве наряду с наземными трамваями. Тот факт, что оно существует независимо от наземного транспорта, является важной особенностью города.

  • – Турникеты в наземном общественном транспорте – явление, свойственное только для некоторых городов Южной Америки и почему-то для Москвы. Нет ни одного аргумента для их существования.

  • – Большой победой мэра Собянина является запрет парковаться на тротуарах. Аналогичные этапы проходили все европейские города, включая Вену и Неаполь.

  • – Выделенные полосы для автобусов и троллейбусов – действительно отчасти проблема, если автобус ездит редко. Однако даже в этом случае автобус перевозит больше людей, чем личный транспорт, и потому выделенные полосы необходимы. Но только в случае, если ими не пользуются высшие чиновники. Политикам же стоит брать пример с мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга и пользоваться метро в целях… кажется, в популистских целях.

  • Из презентации Вукана Вучика: сколько дорог и транспорта нужно, чтобы перевезти 200 человек

  • – Троллейбусы не являются историей из прошлого. Возможно, их провода несколько ухудшают внешний вид города, но они, безусловно, улучшают экологию города, а небольшая модернизация устранит все проблемы, которые возникают из-за наличия троллейбусных проводов. Идея убрать троллейбусы на Бульварном кольце для создания там велодорожек совсем неправильная.

  • – Велосипеды – это во многом удел энтузиастов, но, безусловно, нужно создавать для велосипедистов режим максимального благоприятствования.

  • – Избавление от частых светофоров в угоду U-образным разворотам и кругового движения серьезно увеличивает число лишних километров, которые проезжает транспорт каждый день.

  • – Большая часть общественных слушаний нужны для того, чтобы воспитать местных жителей и объяснить им важность той или иной инициативы. Человек, умеющий отстаивать те интересы, которые ему кажутся верными, в итоге всегда побеждает. Владейте темой, создавайте как можно больше информации и делайте исследования, которые помогут вам в отстаивании своей позиции. Иначе у населения всегда будет побеждать позиция: «Sounds good, but not in my backyard».

  • – Иногда победить на общественных слушаниях помогают обстоятельства непреодолимой силы. Так, в Сан-Франциско 1980-х годов была долгая общественная дискуссия о том, что делать с вылетной магистралью, которая вела в центр города, но создавала проблемы для окружающего ландшафта и комфорта местных жителей. Спор разрешило землетрясение 1989 года. Магистраль разрушилась, и ее снесли окончательно.

Лекция Вукана Вучика в Москве
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter