Атлас
Войти  

Также по теме

Когда вырастут цены: потребительский бум закончится в феврале

Товары, которые россияне сметают с полок из-за девальвации рубля, были закуплены полгода назад совсем по другому курсу. Ритейлеры, зажмурившись, идут на огромные убытки, чтобы очистить склады и резко поднять цены в январе-феврале следующего года

  • 12106
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Из-за сложной ситуации в экономике страны этот год для торговых сетей может оказаться худшим со времен кризиса 2008-2009 годов. Покупательская способность россиян падает вслед за стремительно дешевеющим рублем, а вместе с ними и доходы торговых сетей.

Два кризиса в целом похожи. Шесть лет назад рубль упал на 58% к доллару и на 37% к евро, а инфляция в июне 2008 года составила 15,8%. В начала 2014 года доллар стоил 33,15 рубля, а официальный курс ЦБ на 16 декабря составил 58,3 рубля – ослабление составило около 75,8%. Рубль к евро подешевел на 61%. В ноябре инфляция в годовом выражении составила 9,1%. В этот кризис ситуацию ухудшает и высокий уровень неопределенности, который может продлиться достаточно долго.

Эксперты Jones Lang LaSalle проанализировали, как ослабление курса рубля повлияло на розничную торговлю в России. 

Graph

JLL

Нет денег – нет магазинов

Главными пострадавшими от девальвации станут российские потребители. Их покупательская способность снижается из-за высокой инфляции. Еще больше ситуацию ухудшает практически отсутствие роста зарплат, описывают эксперты JLL. Уже с сентября доходы населения в реальном выражении начали падать.

От этого, в свою очередь, страдают торговые сети и магазины. В 2013 году 44% товаров на российском рынке были импортными, а значит, торговые сети оплачивают их в валюте, а продают за рубли. Маржа продаж постепенно снижается.

В связи со сложной экономической ситуацией многие магазины уже изменяют свои планы по развитию. В JLL приводят несколько примеров. Adidas в 2014-2015 годах откроет в России в два раза меньше магазинов, чем планировалось ранее. Финская торговая сеть Stockman решила закрыть магазины под маркой Seppala в Москве. "Маратекс" закрывает целый ряд брендов, например, Esprit и River Island. Магазины New Look вообще уходят с российского рынка. Причины у компаний одни и те же: колебания курса рубля, снижение покупательской способности населения и в принципе сложная экономическая ситуация.

Помимо самих магазинов и потребителей от этого страдают и владельцы недвижимости. Арендаторы либо съезжают, либо просят скидки в той или иной форме. 

Сколько потеряли торговые сети

Специалисты JLL  провели опрос ритейлеров. Магазины закупают товары, как правило, либо за доллары, либо за евро. Товары fast fashion и среднего сегмента обычно закупаются за 6-9 месяцев, а премиального сегмента – за 12 месяцев. Цены на уже выставленные товары в течение сезона не меняются. Это означает, что магазины вообще не управляют валютными рисками.

В JLL рассчитали убытки торговых сетей. За каждый из сезонов, то есть за весну, лето и осень, торговые сети в среднем потеряли 14,3% в евро и 13,7% в долларах из-за девальвации рубля. Совокупный убыток торговых сетей за три сезона составил 41% в евро и 43% в долларах.

За зимний сезон потери торговых сетей вырастут еще больше: с декабря 2014 по февраль 2015 года они могут потерять 23% в евро и 35% в долларах. 

Graph

JLL

Несмотря на потери, ритейлы пока не идут на увеличение цен, особенно в предновогодний сезон – им важно распродать товар перед праздниками.

Компенсировать потери они будут в начале 2015 года. В следующем году можно ожидать серьезного (до 50%) роста цен на потребительские товары и замедления темпов роста торговли.

Конец потребительского бума

Девальвация рубля и высокая инфляция в этом году заставили потребителей покупать товары длительного пользования и недвижимость. Цены на них пока не выросли, так как торговые сети распродают товар, купленный весной и в начале лета. Для многих потребителей это стало хорошей возможностью сохранить деньги: они начали снижать расходы на продовольственные товары и увеличить покупки непродовольственных товаров.

Потребительский бум не продлится долго. Уже в начале 2015 году на рынок выйдут товары, купленные по новому курсу: цены на них будут намного выше, чем сегодня. Это сразу же снизит спрос на товары длительного пользования.

Graph

JLL

В следующем году потребители будут страдать от сокращения доходов в реальном выражении – оно уже началось в сентябре этого года. Это приведет к тому, что россияне вообще перестанут покупать товары длительного пользования. Тем более, у многих уже скопились ипотечные кредиты или кредиты на покупку товаров длительного пользования. Их люди и будут выплачивать, отказавшись от дорогих покупок.

Graph

JLL

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter