Атлас
Войти  

Также по теме

10 московских педагогов, у которых хочется учиться

Новый образовательный стандарт ориентирован на переход от формализма к пониманию процессов и свободе мышления. Сегодня учитель музыки обращается к математическим формулам, на уроках биологии может обсуждаться механизм рождения чувства, а на физкультуре читают лекции об эмпатии. Десять школьных учителей, у которых мы взяли интервью ‒ яркие представители нового формата педагогики, в котором соединяются получение информации и сотворение новых контекстов.

Автор благодарит за поддержку Московский городской методический центр.

  • 61413
Дмитрий Бесполов Дмитрий Бесполов
Владимир Головнер Владимир Головнер
Артур Заруба Артур Заруба
Вита Кириченко Вита Кириченко
Юлия Мукосеева Юлия Мукосеева
Петр Омельяненко Петр Омельяненко
Антон Алексеев Антон Алексеев
Наталия Азова Наталия Азова
Валерий Русов Валерий Русов
Юрий Бобринев Юрий Бобринев


Учитель физкультуры Дмитрий Бесполов говорит с детьми о категории воли и рисует с ними комиксы о жизни известных спортсменов

На двери спортивного зала школы № 335 ‒ объявление «Их разыскивает физкультура». Это один из способов вдохновить прогульщиков, изобретенный  Дмитрием Бесполовым, учителем физкультуры, победителем конкурса «Учитель года Москвы-2004», заслуженным учителем России, лауреатом грантов Москвы (2004, 2009) и премии национального проекта «Образование» (2006, 2011). 

«Конечно, если кто-то из учеников обидится, фотографию мы уберем. Но пока такого не было», ‒ улыбается Дмитрий. 

Бесполов ‒ веселый и энергичный, а для разговора он приглашает нас в школьный музей физкультуры, среди экспонатов которого и советские деревянные лыжи, и шиповка олимпийской чемпионки Анны Чичеровой, и медали выпускников школы и даже шуточный коллаж «Опять двойка» ‒ свернутое полотенце, веник, тапочек, ремень и прочие винтажные средства реагирования родителей на школьные неудачи. Все экспонаты собраны им самим и его учениками. 


«Дети с ограниченными возможностями, которые учатся в нашей школе, тоже ходят на физкультуру. Мы строим уроки так, чтобы в них могли участвовать и такие ребята». 



«Все началось с того, что мы кинули клич ‒ обменяем теннисный мяч на предмет с твоего чердака. Нам несли разное ‒ марки, письма, ракетки. Постепенно собралась интересная коллекция. Сначала мы тут только экскурсии проводили, но потом стали заниматься и музейной педагогикой ‒ детям это очень интересно».

Педагогическая карьера Дмитрия Бесполова началась 30 лет назад, но он до сих пор помнит самый первый день своего учительства. 

«Я всю ночь не спал, готовился, мне хотелось показать что-нибудь интересное. В те годы еще существовали спортивные классы, в нашей школе их было два. Вести физкультуру в спортивном классе ‒ это вызов, потому что ученики с самого начала относятся настороженно, ведь они ‒ профессиональные спортсмены, и многое умеют делать лучше преподавателя. Мне нужно было придумать какой-то ход. Я давал баскетбол ‒ очень необычно, с музыкой и почти акробатическими трюками. Например, забивали в кольца с подкидного мостика ‒ спортсмены любят такие штуки. И видимо, у меня получилось их заинтересовать, потому что с теми спортсменами мы до сих пор общаемся».
Современный урок физкультуры не похож на первые уроки Дмитрия. Новые стандарты образования затронули даже, казалось бы, такой консервативный предмет, как физкультура. В спортивном зале тоже возможен творческий подход. Одна из фишек Дмитрия Бесполова ‒ вдохновить учеников на создание авторской разминки. Это не просто демонстрация набора упражнений, а полноценное творчество ‒ ребенок должен заранее подобрать музыку, придумать образ и соответствующие ему движения. Так получилось, что с серией таких вот спонтанных ученических разминок Бесполов выступил на открытом уроке конкурса «Учитель года-2004». Изначально он планировал совсем другую программу, для которой нужны были и мячи, и прочие снаряды, но в итоге в самый последний момент выяснилось, что в предоставленном помещении нет пространства для приготовленных эффектных упражнений. Вот и пришлось выкручиваться ‒ вдохновлять детей на создание разминочных комплексов. 
Да и век высоких технологий нашел отражение  в физкультурном зале. На уроках Дмитрия Бесполова дети выполняют танцевальный блок упражнений перед большими мониторами, на которых пляшут то мультипликационные мумии, то забавные толстячки-рэпперы ‒ за ними нужно в точности повторить несложные связки движений. 
А еще Дмитрий Бесполов считает, что урок физкультуры ‒ это время для работы над развитием эмпатии.
 
«Дети с ограниченными возможностями, которые учатся в нашей школе, тоже ходят на физкультуру. Вообще считается, что инвалиды должны заниматься физкультурой вне стен школы, по специальной программе. Но мы строим уроки так, чтобы в них могли участвовать и такие ребята ‒ разумеется, с согласия их родителей. У нас были разные случаи. Например, был мальчик с ДЦП, очень волевой. Его родители хотели, чтобы он занимался физкультурой вместе с классом, на равных. Он бежал кросс, прибегал на пятнадцать минут позже всех, но очень старался. Я никогда не завышал ему оценки ‒ понимал, что это его унизит. В итоге сейчас он выступает за паралимпийскую сборную Москвы и сам тренирует детей. Еще была девочка с заболеванием крови ‒ любой слабый удар оставлял на ее теле синяк. И мы придумали играть в волейбол поролоновым легким мячом. Была девочка с пороком сердца. Она была освобождена от физкультуры, но ей очень хотелось участвовать, ей нравился баскетбол. И я придумал поставить ее играть за мужскую команду, но если она забивала мяч, засчитывал два очка. В итоге мальчики ставили ее ближе к кольцу, и она могла участвовать в процессе, не бегая. Сейчас эта девочка выросла и тоже преподает в нашей школе физкультуру. Я давно заметил, что после таких уроков дети по-другому начинают смотреть на одноклассника, у которого проблемы со здоровьем. Они становятся добрее, начинают понимать, что такое борьба и воля».

В школу 335 часто приезжают именитые спортсмены, и это тоже заслуга Дмитрия Бесполова, который считает, что соприкосновение с чужим успехом вдохновляет на собственные победы. 

«Анна Чичерова, олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту, была у нас три раза, дети ее очень полюбили. Она не только беседу в музее проводила, но и практический мастер-класс ‒ позанималась в зале с нашими ребятами. Они были в восторге и даже сняли о ней документальный фильм. Анна потом рассказывала, что смотрела этот фильм перед Олимпийскими играми в Лондоне. У нее тогда сложная ситуация была ‒ сильно потянула ногу на тренировке и сомневалась, выступать ли ей. И она сказала, что именно фильм наших детей вдохновил ее пойти и выступить. Мы всем спортсменам, которые  к нам приезжают, стараемся что-нибудь интересное подарить. Алексею Немову подарили коллаж из смешных рисунков ‒ комиксы про его жизнь. А еще у нас однажды была Наталья Петрусева ‒ это чемпионка СССР по конькобежному спорту ‒ последняя абсолютная чемпионка мира из СССР. И дети долго готовили ей подарок ‒ в букинистических магазинах и на филателистических развалах марку с ее изображением. И нашли ‒ это была марка какой-то азиатской страны. Наталья, когда увидела, у нее даже дыхание перехватило, и она слезу пустила. Она даже не знала, что такая марка существует...»

 
/media/upload/images/advertising/bobrinev.jpg Юрий Бобринев

http://bg.ru/mediatemp/gallery/1/2/9/7/7/660x0.jpg Владимир Головнер







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter