Атлас
Войти  

Также по теме

10 московских педагогов, у которых хочется учиться

Новый образовательный стандарт ориентирован на переход от формализма к пониманию процессов и свободе мышления. Сегодня учитель музыки обращается к математическим формулам, на уроках биологии может обсуждаться механизм рождения чувства, а на физкультуре читают лекции об эмпатии. Десять школьных учителей, у которых мы взяли интервью ‒ яркие представители нового формата педагогики, в котором соединяются получение информации и сотворение новых контекстов.

Автор благодарит за поддержку Московский городской методический центр.

  • 86236
Дмитрий Бесполов Дмитрий Бесполов
Владимир Головнер Владимир Головнер
Артур Заруба Артур Заруба
Вита Кириченко Вита Кириченко
Юлия Мукосеева Юлия Мукосеева
Петр Омельяненко Петр Омельяненко
Антон Алексеев Антон Алексеев
Наталия Азова Наталия Азова
Валерий Русов Валерий Русов
Юрий Бобринев Юрий Бобринев


Учитель русского языка и литературы Вита Кириченко считает, что безграмотность угрожает национальной безопасности

У директора гимназии им. Капцовых Виты Кириченко много наград и титулов ‒ она и «Учитель года России-2012», и «Педагог года Москвы-2012», и победитель номинации «Самый классный классный-1999». Русский язык и литературу Вита Викторовна преподает уже больше двадцати лет, и педагогика для нее ‒ не случайный поворот судьбы, а выбранный еще в детстве путь, который когда-то начался в небольшой школе города Небит-Даг, а в итоге привел ее в гимназию имени Капцовых. Вита Викторовна считает, что способность чувствовать время и развиваться вместе со своими учениками ‒ одно из главных учительских качеств. Модернизация системы образования ‒ процесс активный и быстрый, школа же ‒ заведение довольно консервативное, и умение подстроиться и вписать классику преподавания в новые стандарты ‒ это задача именно учителя. Но помимо новых стандартов образования есть еще и сами дети двадцать первого века. 

«Они совсем другие. Сегодня дети стали  более свободные ‒ на каждое слово «надо», они  в ответ задают вопрос «а зачем?». Для них не существует границ ‒ это дети мира, раскрепощенные и независимые. Поэтому и манера преподавания ‒ это ответ на вызовы времени. Учитель все время должен находить аргументы и технологии, которые свидетельствуют о том, что если он и не ровесник своим ученикам, то уж точно ‒  современник, что он говорит на одном языке с ними».

Урок в современной школе менее формален, чем в советской. Новые стандарты образования настаивают на развитии мышления, а не простого усвоения материала.  Поэтому каждый педагог стремится приблизить учебную программу к реальной жизни, сделать ее вдохновляющей. И действенное средство для этого ‒ исследовательские проекты.

Самый известный проект Виты Викторовны «Москва ‒ город грамотных людей». Изначально название его было более провокационным ‒  «Искажение русского языка как угроза национальной безопасности». Под руководством Виты Кириченко группа десятиклассников собирала улики ‒ фотографировались неграмотные вывески на улицах города, коллекционировались баннеры и рекламные объявления с грамматическими ошибками.

«Например, дети принесли фотографию огромной растяжки «День роСССийской милиции» ‒ с тремя С. Среди находок были объявления «Не бросайте мячь» и даже «Масква» на какой-то вывеске. После «Масквы» я окончательно убедилась в том, что это не столько вопрос грамотности, сколько равнодушия. А равнодушие ‒ это намного более серьезная проблема, чем безграмотность. К сожалению, не существует закона о русском языке как о ценности ‒ поэтому владельцев таких вывесок нельзя привлечь к ответственности. Ну разве что ‒ силой убеждения. Собственно, это и есть главная цель проекта».

Исследование это началось в 2011 году и продолжается до сих пор ‒ но сейчас оно уже живет своей жизнью, и реализует его  Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.


«Равнодушие ‒ это намного более серьезная проблема, чем безграмотность».

Еще один заметный проект Виты Кириченко ‒ «Словари XXI века».

«В наше время школьнику как никогда нужен словарь. Потому что дети живут в условиях перенасыщения информацией, и требуется некий авторитетный ориентир, чтобы не запутаться. В настоящее время идет конвертация словарей на цифровые носители».

Современный учитель тоже стал человеком цифрового века. В каждом школьном классе есть электронная доска, которая упрощает процесс передачи информации ‒ даже если речь идет о таком предмете как литература. Обучение идет на новых скоростях ‒ сегодня с помощью презентаций и диаграмм можно наглядно за четверть часа  объяснить то, на что раньше мог уйти весь урок. Но Вита Викторовна считает, что технические примочки ‒ лишь украшение урока, и перебарщивать с ними не стоит.

«Недавно я посмотрела документальный фильм "Чувственная математика". И меня поразил такой момент ‒ все герои фильма, выдающиеся математики разных возрастов и из разных стран ‒ пользовались мелом, ручкой, блокнотами. Ни у кого даже лазерной указки не было. Очень важно, чтобы дети не уходили с головой в гаджеты, потому что это отрывает от жизни».

По мнению Виты Кириченко, самое сложное в профессии учителя ‒ это, во-первых, сделать обыденное интересным. На конкурсе «Учитель года» ей досталась трудная для проявления фантазии тема открытого урока ‒ «Тире между подлежащим и сказуемым».

«Я очень долго подбирала отрывок, с которым было бы интересно работать детям.   И в итоге выбрала текст о Тарковском. Он не только помог раскрыть тему, но и сам по себе никого не оставил равнодушным».

На уроках Виты Кириченко даже «Слово о полку Игореве» читают как захватывающий роман.

«А вторая сложность учительства ‒ не привыкнуть. Потому что привыкание ‒ опасно, оно рождает равнодушие. А хуже равнодушия не может быть ничего».

 
/media/upload/images/advertising/zaruba.jpg Артур Заруба

/media/upload/images/advertising/mukoseeva.jpg Юлия Мукосеева







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter