Атлас
Войти  

Также по теме

10 московских педагогов, у которых хочется учиться

Новый образовательный стандарт ориентирован на переход от формализма к пониманию процессов и свободе мышления. Сегодня учитель музыки обращается к математическим формулам, на уроках биологии может обсуждаться механизм рождения чувства, а на физкультуре читают лекции об эмпатии. Десять школьных учителей, у которых мы взяли интервью ‒ яркие представители нового формата педагогики, в котором соединяются получение информации и сотворение новых контекстов.

Автор благодарит за поддержку Московский городской методический центр.

  • 88660
Дмитрий Бесполов Дмитрий Бесполов
Владимир Головнер Владимир Головнер
Артур Заруба Артур Заруба
Вита Кириченко Вита Кириченко
Юлия Мукосеева Юлия Мукосеева
Петр Омельяненко Петр Омельяненко
Антон Алексеев Антон Алексеев
Наталия Азова Наталия Азова
Валерий Русов Валерий Русов
Юрий Бобринев Юрий Бобринев


Учитель обществознания Петр Омельяненко придумывает тексты контрольных работ на батуте

Финалист конкурса «Учитель года Москвы», автор курса «Парламентские дебаты» и учитель обществознания школы №1241 Петр Омельяненко считает, что научить детей логически мыслить, искать и анализировать материал не менее важно, чем преподать любой из школьных предметов. И это неудивительно, ведь одно из главных увлечений Петра Омельяненко ‒ теория аргументации и работа с содержанием понятий. Еще студентом он принимал участие в клубе дебатов, а став учителем, организовал такой клуб для своих учеников.

«Вообще-то я не собирался становиться учителем. Прийти в школу ‒ это был мой личный вызов. Для меня было важно понять, что я могу делать и это тоже. Удерживать внимание таких разных детей, быть интересным и понятным. Я понял, насколько мне это близко, только через несколько лет после начала работы. Первая эмоция от работы ‒ удивление. Почему-то я ожидал конфронтации ‒ что мне придется себя как-то поставить, завоевать авторитет. А выяснилось, что ученикам интереснее задавать вопросы по предмету, чем проверять молодого педагога на прочность. Это было первым открытием профессии».

Петр Омельяненко считает, что он скорее не заинтересовывает, а провоцирует своих учеников. Вызов ‒ верный способ вдохновить подростков на поднятие планки. Однако быть провокатором не очень легко, особенно если на протяжении нескольких лет ведешь один и тот же класс.

«Все твои фишечки уже им известны. Я стараюсь не повторяться. И дело не только в поиске новых тем. Учитель играет пространством, голосом. В последние годы провоцировать стало легче ‒ в каждом классе появилась интерактивная доска. Теперь можно  начать урок, показав, например, какую-нибудь картину и задав вопрос: как вы думаете, почему я ее выбрал, о чем мы будем сейчас говорить? Это мгновенно включает весь класс в общую работу».

Петр Андреевич ‒ один из тех редких педагогов, которые не запрещают своим ученикам пользоваться гаджетами во время уроков. На уроке обществознания работают в том числе и с быстро меняющейся  информацией ‒ интернет для этого необходим.

«Мы можем учиться не только по учебникам, а использовать более живой материал. Узнать  курс валют или какие-то вопросы, связанные с актуальной политической ситуацией. В работе я также активно использую социальные сети. Пусть теперь есть электронный журнал, но работать в привычном пространстве соцсетей детям удобнее. Они в любом случае каждое утро, едва проснувшись, заходят во «ВКонтакте». А там моргает мое сообщение ‒ всем же интересно узнать, что тебе написали».

Петр Омельяненко считает, что альтернативные методы подачи информации способствуют лучшему ее усвоению. Это соответствует и принципам новой образовательной модели, ориентированный на творческое осмысление, а не запоминание.


«В последние годы провоцировать стало легче ‒ в каждом классе появилась интерактивная доска».

«Однажды мой ученик вышел к доске, чтобы прочитать доклад. И сразу же объявил, что вместо доклада он лучше в реальном времени нарисует комикс о Диогене. Все были заинтригованы, выступление прошло на ура, информация была усвоена. В рамках подготовки к ЕГЭ мы пишем эссе ‒ как правило, это аргументированное мнение ученика по проблеме, поднятой в каком-нибудь афоризме. Но детям надоело реагировать на одни только афоризмы даже быстрее, чем мне. И они стали предлагать писать эссе, например, по мультику «Адажио» Гарри Бардина. Подобные идеи рождаются в процессе взаимодействия с детьми. Их живая реакция, готовность работать и что-то новое придумывать ‒ отлично мотивирует».

Большинство контрольных работ Петр Омельяненко придумывает сам ‒ ему важно, чтобы дети продемонстрировали скорее не знание, а навыки работы с предметным содержанием.

«Ученики сначала фыркают. Все же тесты есть в интернете ‒ легко заранее подсмотреть и подготовиться. А тут ‒ неожиданность. Но потом включаются в работу — я же стараюсь придумать все так, чтобы им было интересно. Вообще в работе учителя очень большую роль играет вдохновение и умение быстро подстраиваться под обстоятельства. Когда-то, в самые первые годы работы, я пытался заниматься тайм-менеджментом, но в школе это невозможно. Потому что врываются дети и начинают все рушить. Нельзя провести два абсолютно одинаковых урока. Потому что у них есть вопросы, и если ты на них не ответишь, то атмосфера разрушится».

По мнению Петра Андреевича, педагогика ‒ это, во-первых, вечный процесс познания, а, во-вторых, ‒ обмен энергией.

«Буквально вчера был случай. У меня намечался сложный день ‒ восемь уроков подряд. Прихожу в школу, а мне кто-то говорит: «Петр Андреевич, а что ты такой счастливый?» А я ведь по-другому не выдержу эти восемь уроков. С этим настроением уроки всегда получаются, это настроение передается и ученикам. Ведь мы на 45 минут становимся единым коллективом, работающим на общую цель ‒ только так возможен успешный урок».

В свободное от работы время Петр Омельяненко занимается спортом ‒ сноуборд, велосипед и недавно открытая им маленькая радость ‒ батут.

«Это потрясающая штука. Правда проблема в том, что и на батуте я продолжаю обдумывать уроки. Хотя мой тренер говорит, что надо как раз отключить мышление, чтобы был спортивный прогресс».

 
/media/upload/images/advertising/mukoseeva.jpg Юлия Мукосеева

/media/upload/images/advertising/alekseev.jpg Антон Алексеев







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter