Атлас
Войти  

Также по теме

10 московских педагогов, у которых хочется учиться

Новый образовательный стандарт ориентирован на переход от формализма к пониманию процессов и свободе мышления. Сегодня учитель музыки обращается к математическим формулам, на уроках биологии может обсуждаться механизм рождения чувства, а на физкультуре читают лекции об эмпатии. Десять школьных учителей, у которых мы взяли интервью ‒ яркие представители нового формата педагогики, в котором соединяются получение информации и сотворение новых контекстов.

Автор благодарит за поддержку Московский городской методический центр.

  • 86208
Дмитрий Бесполов Дмитрий Бесполов
Владимир Головнер Владимир Головнер
Артур Заруба Артур Заруба
Вита Кириченко Вита Кириченко
Юлия Мукосеева Юлия Мукосеева
Петр Омельяненко Петр Омельяненко
Антон Алексеев Антон Алексеев
Наталия Азова Наталия Азова
Валерий Русов Валерий Русов
Юрий Бобринев Юрий Бобринев

Учитель химии Наталия Азова однажды продемонстрировала на уроке эксперимент, который вдохновил детей примерить на себя роль Остапа Бендера

Заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования, учитель химии с двадцатилетним стажем работы в медико-биологических классах Наталия Азова пришла в профессию благодаря когда-то полученной двойке.

Наталия Львовна выросла в «медицинской» семье и не видела для себя иных альтернатив, кроме как стать врачом. Но на вступительных экзаменах в Первый московский медицинский институт получила двойку по химии, что привело ее, отличницу и олимпиадницу, в шоковое состояние.

«После этого провала мне уже было все равно, куда поступать. Родители уговорили пойти в Педагогический,  на биолого-химический факультет, где нужно было сдавать те же самые экзамены. Я поступила, но становиться учителем не собиралась – надеялась все-таки найти себе применение в области медицины. Однако на последнем курсе у нас начался предмет «Методика преподавания химии». Вел его Сурин Юрий Васильевич, величайший педагог и методист. Я пришла на первую лекцию, и с первых же его слов поняла, что хочу заниматься тем, что делает сейчас он – настолько профессионально и качественно было построено занятие. С тех пор я ни разу не пожалела, что не поступила в медицинский. Ирония судьбы – спустя много лет, когда была уже успешным опытным учителем, меня пригласили работать в профильный класс именно при Первом медицинском, где я когда-то получила ту самую двойку. И когда мои ученики начали получать на вступительных экзаменах по химии пятерки, у меня было чувство, что это и мои пятерки. Вот так я, наконец, преодолела психологическую травму давних лет, и это было неповторимое состояние».

О своих первых школьных днях Наталия Львовна вспоминает с улыбкой. Всякое случалось – например, однажды ей пришлось против своей воли угостить весь класс мороженым. Это был своеобразный результат одного химического эксперимента.

«В восьмом классе дети изучают реакцию замещения – взаимодействие железа с раствором сульфата меди. Для этого мы берем железную скрепку, подвешиваем на нитку, опускаем в раствор, и на ее поверхности оседает медь. Мы опускаем серебристую скрепку, а вынимаем – красную. Детям это очень нравится. А есть еще более эффектная на эту тему реакция. Сейчас мы ее не проводим, потому что в школьной лаборатории запрещено держать растворы солей ртути. Но когда-то они были в перечне разрешенных реактивов. И вот с нитратом ртути мы проводили зрелищный опыт – медные монеты, которые были тогда в ходу, опускали в раствор соли ртути и вынимали серебряные. Монеты становились новенькими и блестящими, как будто только с монетного двора. А ведь трехкопеечная монета была похожа на двадцатикопеечную – только цвет разный. И вот я показала опыт, и все дети начали вынимать монетки и просить, чтобы я их посеребрила. Я была начинающим учителем, и такая реакция привела меня в восторг. Я думала – ну какие же продвинутые мне достались дети. Сейчас, наверное, принесут монетки домой, будут рассказывать родителям об эксперименте. А на следующий день ко мне прибежал разъяренный продавец из киоска с мороженым, который находился по соседству со школой. А тогда был стаканчик вафельный как раз за 20 копеек. Дети быстро смекнули, как можно использовать результат эксперимента себе на пользу. Пошли и купили мороженое. Мне пришлось отдать продавцу свою зарплату».


«У меня сейчас новый виток понимания проектной деятельности. К руководству проектов я привлекаю бывших учеников».

В последние годы подход к преподаванию химии претерпел трансформацию – современные школьные лаборатории оснащены так, что дети имеют возможность заниматься практической, а не «бумажной» химией на качественно новом уровне.  Наталия Львовна поддерживает такой подход. И даже старается не злоупотреблять вошедшими в моду видеоуроками – когда детям показывают на экране прекрасно проведенные и отснятые опыты.

«Важно, чтобы дети знали и как пахнет вещество, и как его хранить, и чем оно может быть опасно. Видеоуроки им тоже нравятся, но это все равно что смотреть по телевизору чемпионат по фигурному катанию, а потом надеяться, что ты выйдешь на лед и сделаешь все в точности так. На наших уроках много практики. Например, многие мои ученики интересуются фармацевтической химией, и в рамках предмета «Индивидуальный проект» работают с настоящими лекарствами, занимаются их химическим анализом – смотрят, как они себя ведут в разных средах, пытаются предсказать побочные эффекты, которые могут оказать изучаемые препараты на организм человека. На уроках мы с детьми готовим и так называемые имитирующие растворы – растворы, которые по химическому составу имитируют кровь, мочу, желудочный сок. Иногда бывает, что эксперименты, которые изначально ставились в рамках отдельных проектов, становятся частью нашей обязательной учебной программы. Например, вместе с ребятами мы получаем лимонную кислоту, воссоздавая промышленный способ ее производства. Лимонную кислоту синтезирует определенный грибок и сначала мы его выращиваем, потом ему засыпаем сахар, следим за его поведением, изучаем, как накапливается кислота. Эта работа дает возможность познакомиться с использованием биотехнологических процессов в промышленности».

Наталия Львовна считает, что и исследовательские проекты, которые защищают ее ученики, не должны быть оторваны от жизни.

«У меня сейчас новый виток понимания проектной деятельности. К руководству проектов я привлекаю бывших учеников. Это ученые, ведущие научные сотрудники крупнейших медико-биологических и фармацевтических центров Москвы. Школьники имеют возможность освоить уникальные методики, научиться работать, используя новые технологии, приборы и оборудование последнего поколения. Они могут осознанно выбрать профессию. Вот именно это меня вдохновляет – когда то, чем мы занимаемся в рамках моего предмета, помогает определиться в жизни».

 
/media/upload/images/advertising/alekseev.jpg Антон Алексеев

/media/upload/images/advertising/rusov.jpg Валерий Русов







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter