Атлас
Войти  

Также по теме

Ярослав Кузьминов: «Минобр не заметил, как гуманитарное образование померло»

Ректор Высшей школы экономики рассказал БГ, в чем ошибки рейтинга неэффективности вузов, занимает ли «Вышка» особое место под солнцем и насколько тяжело заниматься реформой образования

  • 30584
— Странно, когда вы утверждаете, что сами не планируете развивать медпрофиль, а лишь исполните поручение партии и правительства. У «Вышки»  е такие серьезные амбиции, в том числе по вхождению в международные рейтинги вузов.

— У нас амбиции — стать исследовательским университетом. Настоящим. Где преподают ученые, одни из лучших в мире. В первую очередь мы должны реально решить задачи, которые нам поставило правительство. А именно, стать конкурентоспособными с Гарвардом, Стэнфордом, LSE — в области экономики, социологии, математики, информатики, гуманитарных наук. Мы должны развить очень мощные исследования, для того чтобы достичь уровня признания, как у наших конкурентов. Это огромная задача, ее никто пока не решил еще в нашей стране.

— Так в итоге с инженерным профилем, но без биомеда можно войти в один из трех мировых рейтингов?

— Послушайте, этим рейтингам менее 10 лет. До 2020 года появится еще минимум пять таких. Есть рейтинг SSRN (Social Science Research Network). Это электронная база. Где аккредитованы 210 тысяч исследователей социальных и экономических наук. Мы вошли в нее и буквально два-три года назад стали переводить все доклады наших исследователей и размещать их там. Мы за год(!) по количеству размещенных работ с 85-го места поднялись на второе.

— Но это количественный показатель.

— А качество определяется показателем цитирования работ. Мы сейчас на 136-м месте из 1 500 участников. И цитирований стало в несколько раз больше, чем в прошлом году.
Мы очень быстро поднимаемся в мировых электронных базах. А самое главное, наши молодые ребята публикуют препринты статей на английском в интернете – и выдающиеся ученые, которые контролируют ведущие журналы, уже начали вступать с некоторыми из них в диалог. Это эффективнее оказалось, чем обивать пороги зарубежных журналов. Все-таки мировое академическое сообщество теперь живет в интернете. И место «окончательной» научной статьи все больше замещает препринт. Его обсуждают, на него ссылаются. Диалог строится быстрее, и я уверен, что через пять лет все рейтинги будут такими. И аналогичные SSRN базы есть и для других наук. И есть еще важный рейтинг –Webometrics.

— Вы делаете ставку на профильные базы. А «Вышки» ходит в число пяти вузов, которым по заданию Путина нужно попасть в ТОП-100 любого из трех общеуниверситетских рейтингов?

— Думаю, что такие вузы не будут «назначены» —участвовать должны все сильные вузы России. Но дело в другом. Мы дружим с университетом Shanghai Jiao Tong, делающим Шанхайский рейтинг. В его топ и МГУ трудно за 5 лет будет войти. Там слишком много баллов дается за нобелевских и филдсовских лауреатов. Разве что РАН целиком к себе присоединят, иначе не получится. Но рейтинг будет меняться, или будут возникать другие рейтинги.

А из тех рейтингов, которые мы обсуждаем, полностью объективные показатели только у Шанхайского. Это hard. Есть, допустим, рейтинг QS — мы там представлены, продвигаемся, но там 40% баллов — субъективные оценки экспертов. Понятно, что эти эксперты — они не из России, они не читают на русском. Они совсем не хотят нас «задвинуть» — просто объективно с нашими вузами они слабо знакомы.

— Ну, давайте мы тоже начнем так делать, соберем своих экспертов и наши плюс белорусские вузы будут круче Гарварда. Виктор Антонович Садовничий уже предлагал такой вариант. Не только предлагал, но и занял в нашем самостийном рейтинге мировых университетов пятое место.

— Да, именно. Знаете, почему западные люди приняли Шанхайский рейтинг? Потому что у Shanghai Jiao Tong в самом начале было то ли 350, то ли 450 место в нем. И с момента запуска этот вуз поднялся мест на восемьдесят. А если мы делаем рейтинг, где сразу на пятом месте оказываемся, то никто к нам серьезно не будет относиться.

Тем не менее не надо фетишизировать эти три рейтинга. Они наверняка изменятся, новые появятся. Смысл же не в рейтингах. Смысл в том, чтобы нас признавали равными и интересными. Или нет, сначала интересными, уже потом — равными. Чтобы к нам ездили, как мы ездим к ним.
«Вышка» может рассчитывать на то, что через 5 лет будет иметь широкое признание в мире. Мы проводим порядка 30 конференций в год. Порядка тысячи ученых ежегодно приезжают в Москву за свои деньги. Хотя Москва не лучший город для прогулок. Плюс 100-200 человек приезжают к нам с короткими визитами – почитать лекции, на семинаре какого-то вышкинского института свежую работу представить. И примерно столько же наших ездит.


«И не надо фетишизировать мировые рейтинги»

— В свете мониторинга зарплат преподавателей интересно, как «Вышка» платит своим преподавателям. Какова средняя зарплата? Как мотивируют выпускников оставаться в вузе?

— В принципе, вся информация — и достаточно детальная — висит на нашем сайте, в разделе «Цифры и факты». Там можно посмотреть, сколько в среднем получили московские преподы «Вышки» в прошлом году — 83 тысяч рублей в месяц — и из чего это складывалось.

Базовые ставки у нас небольшие, от 20 до 37 тысяч рублей в месяц. Увеличивать мы их не планируем. Зато постоянно увеличиваем надбавки и гранты — сегодня их получают примерно 50% работников университета. Принцип такой: каждую весну преподаватели и научные сотрудники ВШЭ подают в Научный фонд университета копии всех своих статей, вышедшие монографии и учебники — в общем, все, что они написали за два последних года. Ежегодно Ученый совет утверждает«веса» каждого типа публикаций в баллах. Наберешь 14 баллов (в среднем это три научные статьи за два года) — получишь на следующий год плюс 30 тысяч рублей каждый месяц. То есть удвоенную зарплату. Напечатал статью в рейтинговом западном журнале —  зарплата уже утраивается, и получаешь ты такую надбавку не один, а два года. Самое главное, можешь планировать свои доходы в зависимости от собственных усилий — оценивать тебя будет не ближайший начальник, а мировое сообщество ученых в твоей области.

— Но ведь есть преподаватели, которые мало пишут, но они лекторы от бога. Их любят студенты, они замечательные персональные наставники. Выходит, такие преподаватели получают только оклад? Не боитесь остаться без них?

— Мы два года назад тоже об этом подумали. Здесь главная проблема — как определить хорошего преподавателя? У коллег оценки часто расходятся со студенческими. Полагаться же на мнение последних не всегда оправдано — временами кто-то хочет просто подлизаться к преподу перед экзаменом. В итоге решили проводить день выборов лучшего преподавателя в мае-июне. Это такое всамделишное голосование студентов: каждый в кабинке пишет несколько фамилий, отдельно лекторов и семинаристов, — кто ему больше всего оказался полезен. Тех, кто набирают больше 25% голосов, объявляем лучшими преподавателями и всячески прославляем на нашем сайте. Они  получают годовую надбавку. Студент, заполняя бюллетень, имеет право оставить любимому преподавателю «письмо счастья». Мы их публикуем, если преподаватель не против. Такое дополнительное моральное стимулирование.

И в этом году впервые преподаватели голосуют за лучших студентов. Мы премию создали — «Серебряный птенец», по аналогии с нашей традиционной «Золотой вороной». Там каждый препод может выдвинуть одного лучшего студента, коротко аргументировать. Самое интересное — активность совсем молодых преподавателей в этом деле.

— ВШЭ в этом году отмечала 20-летие, заняв на 6 сентября весь парк Горького… Продолжать будете?

— Ну да. Всем страшно понравилось. Двадцать тысяч человек пришло почти. Совместили и концерт «БИ-2», и самодеятельность, и встречу выпускников, и дни открытых дверей факультетов, и спортивные состязания от смешных до серьезных. Теперь каждый год будем стараться так делать. Умножать активности. Только в этом году нам с дождем повезло — не было.

А так не всегда бывает. Так что планируем дождевики раздавать при входе, если надо будет. И большие шатры ставить для открытых лекториев.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter