Атлас
Войти  

Также по теме

Ярослав Кузьминов: «Минобр не заметил, как гуманитарное образование померло»

Ректор Высшей школы экономики рассказал БГ, в чем ошибки рейтинга неэффективности вузов, занимает ли «Вышка» особое место под солнцем и насколько тяжело заниматься реформой образования

  • 30655

— Одна цифра: исследователь Иван Стерлигов подсчитал, что «Вышка» за 2005–2010 годы выиграла вдвое больше тендеров Минобрнауки, чем ближайший преследователь — Российская академия народного хозяйства (69 на 921 миллион рублей и 37 на 411 соответственно) и оставила вдали остальные вузы и экспертные площадки. Причем, с РАНХиГС вы даже не соревновались за один и тот же заказ.

— Ну и что же? Давайте возьмем долю РАН или МГУ в РФФИ. Тоже будет очевидное доминирование. Было бы странно, если бы мы в этом секторе не лидировали. Мы целенаправленно занимаемся исследованиями образования и науки уже 15 лет. У нас лучшие ученые, с международным именем. После РАО, где 30 НИИ, у нас даже количественно самый большой научный коллектив в этой области — около 300 исследователей.

Что касается РАНХа — это молодая, сильная команда, ассоциированная с Институтом Гайдара. РАНХ наш основной партнер и конкурент на самых разных площадках. Но мне кажется, что по объективному потенциалу, если взять именно конкурсы МОН, — доля «Вышки» должна была быть в два раза больше, а доля РАНХ — в два раза меньше, чем показано у Ивана. Дело в том, что руководители МОН таким образом пытаются снизить тот самый «эффект доминирования» «Вышки», о котором вы говорите. Мы не обижаемся. Они в своем праве, пока закон не нарушают.

Но мы же в конкурсах участвуем — где-то выигрываем, где-то проигрываем. Наши конкуренты имеют такие же шансы на успех, пусть пробуют.

Вообще, публичные оппоненты «Вышки» последних лет почему-то сами в конкурсах не участвуют — видно, сильно заняты критикой тех, кто участвует. Можно вспомнить анекдот, как один гражданин полвека молил Господа позволить ему выиграть в лотерею — в итоге небеса разверзлись, и раздался глас Божий: «Абрам, дай мне шанс — купи лотерейный билет».

— А давайте все-таки разберемся с вашим местом под солнцем. Например, с вашей монополией на разработку и утверждение образовательных программ и реформ. Один факт: вы ректор вуза, где пишутся многие госпрограммы и законопроекты, и вы же председатель комиссии Общественной палаты, которая является часто последней общественной инстанцией перед утверждением.

— Что касается того, чтобы у «Вышки» не было позиции в Общественной палате — уговаривайте президента. Это он туда меня назначил. А раз назначил, я буду честно работать. Защищать свою позицию и собирать предложения общественности, экспертов, профессионалов. Оформлять все это в единую позицию. Перед вторым чтением закона «Об образовании» ОП внесла 20 поправок, и только 6 из них предлагались «Вышкой». 14 — предложения других экспертных сил. Меня никто не избирал бы три срока председателем комиссии по образованию, если бы я только свое долдонил.

Я могу сказать, что в Общественной палате мы последний раз обсуждали закон«Об образовании», в создании которого очень активно принимали участие наши эксперты. Но в его подготовке за последние несколько лет приняли участие около 10 тысяч человек. И то, что вышло ко второму чтению, нам сильно не нравится. Абстрактный, сильно выхолощенный документ. Мы вставили 20 принципиальных вещей. Но мы за них и раньше боролись. Подготовка закона это всегда борьба. Там, например, в очередной раз исчезло положение о том, что учитель не должен репетиторствовать с учениками своего класса. И ведь эту норму из законопроекта на разных этапах вынимали три раза. Никто не знает замечательных людей, кто это делал. Мы в итоге восстановили. Во втором чтении будет эта норма. И так 20 вещей, которые палата внесла. Мы восстановили в законе и привязку зарплаты учителя к средней по экономике региона, и профессора — к двойной средней. Минфин ее пытался убрать.

Ну да, мы принимаем участие в разработке образовательных законов. Самое активное участие принимаем. Но кроме нас есть другие силы, которые влияют на прохождение закона в противоположном направлении. И я в Думе буду бороться и приду выступать на второе чтение, если понадобится. И президенту буду писать. Это нормальное поведение человека, у которого есть позиция.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter