Атлас
Войти  

Также по теме

От Платона до Леди Гаги

Закон о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних, если он будет принят, может коснуться далеко не только гей-парадов. БГ выбрал важные произведения искусства, которые стоит показать вашим детям-подросткам прежде, чем они исчезнут из эфира

  • 99042
Проза Проза
Поэзия Поэзия
Живопись  Живопись
Кино Кино
Фотография Фотография
Театр Театр
Поп-музыка Поп-музыка
Платон
Платон «Диалоги»: «Федр» и «Пир»  370–360-е годы до н.э.

Два диалога о сущности любви. Сократ, рассуждая со своими учениками, не делал различия между гомосексуальной и гетеросексуальной любовью. Даже наоборот, отдавал первой предпочтение: философ утверждал, что влюбленные, как две половины единого целого, воссоединяются, только познав друг друга. И если в женщине мужчина находит партнера эротического, то в мужчине — еще и духовного: «Если победят лучшие духовные задатки человека, его склонность к порядку в жизни и к философии, то влюбленный и его любимец блаженно проводят здешнюю жизнь в единомыслии, владея собой и не нарушая скромности, поработив то, из-за чего возникает испорченность души, и дав свободу тому, что ведет к добродетели».

Впрочем, одним Платоном дело не ограничится — с изучением античности в школе вообще обещают возникнуть некоторые сложности. Под запретом окажется и поэзия Сапфо, и эротика Катулла, и «Илиада» с двусмысленными отношениями Ахилла с Патроклом, и «Золотой осел» Апулея — родоначальника современного романа, герой которого во время своих мытарств успевает попробовать, увидеть и услышать все варианты эротических приключений. Не говоря уж об античной скульптуре, с таким восторгом воспевавшей обнаженное мужское тело, что теперь придется отгораживать от подростков целые залы Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина.


Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»  1890 год
 Оскар Уайльд

Через сто лет после того, как Оскар Уайльд поссорился с английской публикой, отправившей его в тюрьму за содомию, его тексты уже свободно издаются во всем мире. И его сказки, и, конечно, «Портрет Дориана Грея» подчеркнуто поучительны и на самом деле идеальны именно для подростков. В конце концов, это история не о том, как к красивому молодому человеку тянутся другие мужчины, а о губительности порока — и как раз у Уайльда в текстах порок осуждается всегда, а красота и добродетель неизменно превозносятся. Тот еще был пуританин на самом-то деле.



Томас Манн «Смерть в Венеции» 1912 год

Экранизация «Смерти в Венеции» Лукино Висконти — 1971 год

Одной новеллой дело, конечно, не ограничится — запрещать придется практически всего Манна, кроме разве что «Будденброков». Впрочем, и сейчас трудно представить «Волшебную гору» или «Признания авантюриста Феликса Круля» на полках школьных библиотек. Со «Смертью в Венеции» иначе — ведь, по сути, это послание молодым об осязаемой близости смерти. Манн, как на средневековых картинах чумы, ставит пугающий скелет бок о бок с портретом цветущей молодости — этакий танец смерти на дискотеке. То, что близость смерти открывает в нас бездну совсем новых влечений, — это уже дело второе. Но дальше уже в разговор вступил Лукино Висконти с его экранизацией 1971 года. Висконти интерпретировал новеллу Манна как историю об умирающем художнике, но юный Тадзио в исполнении шведского актера Бьерна Андресена настолько прекрасен, что уже совершенно невозможно воспринимать это кино только как разговор о сути искусства.



Ивлин Во «Возвращение в Брайдсхед» 1945 год
Ивлин Во

Как за сто лет до него Чарлз Диккенс в «Больших надеждах», Ивлин Во в «Возвращении в Брайдсхед» описал ту огромную бездну, которая раскрывается между юношескими ожиданиями и тем, что мы в итоге получаем. Несомненно, это главный английский роман ХХ века — при том, что в России его поразительным образом мало кто читал. Ивлин Во писал свой роман в Великобритании 1940-х годов, где практически невозможно было представить себе гомосексуального персонажа, поэтому отношения между главными героями отличает некоторая недоговоренность — они вроде как любят друг друга, но не являются любовниками. Впрочем один открытый гомосексуал тут есть — Энтони Бланш, устами которого в короткие минуты его появлений неизменно глаголет истина.



Григорий Дашевский

Григорий Дашевский

поэт, переводчик, литературный критик

«Закон о пропаганде — это на самом деле никакой не закон, а инструмент произвола как по отношению к людям, так и по отношению к книгам — причем инструментом этим будут пользоваться как власти, так и обычные люди, чтобы мучать друг друга. А поскольку речь о защите детей, то эти мучения будут проходить у них, у детей, на глазах, заражая их взрослыми страхами и подозрениями, вовлекая в доносительство и прочую мерзость. Родители какого-нибудь школьника пожалуются, что учитель английского читает в классе «Портрет Дориана Грея», — начнется разбирательство, учителя уволят или отставят от класса и т.д. Доступ к поэтическим красотам детям закрыт не будет (книги можно изъять из районных или школьных библиотек, но не из домашних и главное не из интернета), но они увидят вокруг себя много всякой дряни и ею с большой вероятностью заразятся».
 
/media/upload/images/entertainment/2013/feb/8/gay/pop.jpg Поп-музыка

/media/upload/images/entertainment/2013/feb/8/gay/poets.jpg Поэзия







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter