Атлас
Войти  

Также по теме

Путеводитель по «Территории»

БГ выбрал 11 событий фестиваля современного театра, которые не стоит пропускать

  • 2294

Фестиваль-школа новаторского театра, несколько лет колесивший по Казани, Сочи, Перми, возвращается в столицу, под крыло Театра наций. Вместе они попытаются реализовать программу «Театральный квартал» и занять не охваченные до того современным искусством городские территории.

С 8 по 19 октября сто двадцать прошедших конкурс студентов приедут в Москву смотреть новое искусство, слушать лекции и участвовать в мастер-классах режиссеров и хореографов из Японии, Италии, Франции, Австралии и России. На спектаклях, перформансах, выставках к студентам могут присоединиться все желающие. Билеты на фестивальные события продаются в городских театральных кассах; запись на читку современной драмы открыта на сайте, а один из самых эффектных номеров фестиваля будет показан в центре парка Горького совершенно бесплатно.

8 октября, 20.00;
9 октября, 18.00, 21.00

Государственный театр наций

Петровский пер., 3

«Смертельный двигатель» («Mortal Engine»)
Cпектакль театральной компании «Чанки Мув» (Chunky Move, Австралия)

Синтетический танцевальный спектакль родом из Мельбурна успешно катается по миру с 2009 года. Действие «Смертельного двигателя» разворачивается среди постоянно меняющихся лазерных декораций: видеопроекция и свет художника Робина Факса откликаются на движения шести танцоров, обрамляют их тела, сгущаются в черные тени, рассыпаются мелкими точками и опутывают их пульсирующей лазерной паутиной. Хореография Гидеона Обарзанека задает ритм; движения артистов, мрачная музыка и изображение в реальном времени сшивает между собой команда художников и инженеров, так что идентичности двух разных спектаклей ждать не приходится. Режиссер Обарзанек называет все это зрелище историей борьбы человека с наступающими силами тьмы: страстями, желаниями, собственной сексуальностью.

Открытие фестиваля

8 октября, 18.00–21.00

Двор Театра наций

Петровский пер., 3

Открытие фестиваля

На территории, окружающей лукоголовое здание бывшего театра Корша, реализуются давние амбиции его нынешнего художественного руководителя. Открытие фестиваля-школы пройдет прямо на свежем воздухе, а прилегающее городское пространство от Петровского переулка до Бульварного кольца в сторону Страстного бульвара превратится в тот самый театральный квартал, о котором Евгений Миронов беспрестанно говорит в своих интервью. Отвечает за открытие режиссер Филипп Григорьян (автор громкого «Полнолуния», который работал в Театре им. Йозефа Бойса и «Практике»); его «Перформанс без начала и конца «Свалка» на фоне одноименной инсталляции» будет выполнен совместно с художницей Галиной Солодовниковой и займет центр двора. Следующую попытку приручить уличное искусство планируется провести 14 октября на мастер-классе берлинцев Klebebande, которые занимаются тейп-артом. Тейп-арт — близкий родственник граффити, выполненный из скотча (а лучше — из строительной изоленты, она более плотная и лучше ложится). Приезжие художники планируют украсить театральный двор композициями на тему «Вишневого сада».

Программа «Живые пространства»

10–13, 15 октября

Программа «Живые пространства»

Открытые читки пьес молодых драматургов, в которых заняты профессиональные актеры и студенты, происходят в самых неожиданных местах вроде бывшего общежития гастарбайтеров, Дома ветеранов сцены (шоссе Энтузиастов), Министерства культуры или Казанского вокзала. В плацкартном вагоне РЖД прозвучит текст белорусского драматурга Павла Пряжко «Три дня в аду» в интерпретации режиссера Семена Александровского. По ветшающему доходному дому на Страстном со зрителями будут бродить актеры и произносить монологи авторства Дурненкова и Курочкина. Аккредитация всех желающих происходит на сайте фестиваля.

«90-е: победа и поражение»

10 октября — 4 ноября, 12.00–20.00

Страстной б-р, 12, стр. 2

«90-е: победа и поражение»

Выставка-спектакль Олега Кулика обещает личную летопись недавнего бурного времени. В качестве подводящих итоги девяностых Кулик отбирает истории художников — Осмоловского, Гутова, Чатка и собственную, — а драматурги и актеры под управлением режиссера Руслана Маликова пересказывают их на фоне обширной выставки в бывшем доходном доме 12, стр. 2, на Страстном бульваре, два этажа которого в описываемый период занимали тесные коммуналки, а затем пустовали, заселенные бомжами. Первый этаж здания планируется нашпиговать экранами и объектами, завесить плакатами и лозунгами, которые помогут не только вспомнить события девяностых, но и понять что-то новое о состоянии современной российской арт-сцены.

«Circo Ambulante»

10 октября, 19.00

Государственный театр наций

Петровский пер., 3

«Circo Ambulante»

Антитоталитарная фантасмагория с приметами нашего времени, написанная и поставленная двумя петербуржцами в начале этого года. Максим Исаев из Инженерного театра «АХЕ» создает окруженный акулами остров — с безумным мясокомбинатом и цирком в жерле вулкана; Андрей Могучий поселяет там слабый и несчастный народ, смехотворного тирана и престарелых героев (Лия Ахеджакова, Альберт Филозов), которые одни-одинешеньки, кажется, все еще помнят, что такое честь, свобода и собственное достоинство. Волей авторов революция на этой вулканической Ла-Манче обречена на провал, однако без ее неудачной попытки истории бы вовсе не состоялось. Ради того, чтобы Ахеджакова в финале могла натянуть на себя тяжелые латы Дон Кихота, по словам режиссера Могучего, спектакль и был придуман.

«Grimmless» <br> Театр «Риччи/форте» (ricci/forte)

10 и 11 октября, 20.00

Театральный центр им. Мейерхольда

Новослободская, 23

«Grimmless»
Театр «Риччи/форте» (ricci/forte)

Пластическое переложение мрачных сказок братьев Гримм, родившееся из свободных репетиций. Актеры труппы итальянских режиссеров Джанни Форте и Стефано Риччи, одетые в яркие костюмы, валяются среди яблок, падающих люстр и карамельно-розовых кукольных домиков. Нежно и тщательно втирают в обнаженные тела друг друга золотую краску. Раскатывают итальянский флаг. Пляшут под бутафорским снегом, выбрасывая тряпье из цветных чемоданов.

Опера «Сны Минотавра» — work-in-progress

12 октября, 20.00

Государственный театр наций

Петровский пер., 3

Опера «Сны Минотавра» — work-in-progress

Василий Бархатов, заведующий «Лабораторией современной оперы», в рамках фестиваля обещает познакомить московского зрителя с произведениями хорошо известных на Западе отечественных композиторов. Опытные в исполнении современных музыкальных текстов Московский ансамбль под управлением Федора Леднева и хор Questa Musica представят три сцены («Квест», «Дочь Носорогопаса», «Семь снов») из «Снов Минотавра», незавершенной оперы живущей в Берлине Ольги Раевой. Окончание оперных работ планируется композитором к 2014 году, пока же музыку на либретто Владимира Сорокина представят на сцене сразу три режиссера: выпускница факультета музыкального театра РАТИ (ГИТИС) Екатерина Василева и ее дебютирующие на музыкальной сцене коллеги из драматического цеха Кирилл Вытоптов и Илья Шагалов.

14 октября, 16.00, 18.00

ЦПКиО им. Горького

Фонтанная площадь

«Па-де-де с экскаватором» («Transports Exceptionnels»)
Театр Beau Geste (Франция)

Двадцатиминутный танцевальный дуэт человека и землеройной машины, чей гигантский ковш то атакует, то угрожает, то предлагает партнеру свои объятия. Руководитель трио Beau Geste, автор авангардных постановок Доминик Буавен придумал свое «Па-де-де» в 2005 году и с тех пор выступает с ним на улицах Европы. Можно расценивать номер французского хореографа как остроумную шутку, можно — как попытку угодить не разбирающимся в балете зевакам. Судя по роликам на YouTube, зеваки Риги, Парижа и других европейских столиц остаются чрезвычайно довольны и венчают цветами не только танцовщика (на «Территории» выступит Филипп Приассо), но и его громыхающего коллегу. В Москве экскаватор-виртуоз выступит на Пушкинской набережной парка им. Горького, причем плата за выступление взиматься не будет.

«Войцек» («Voiceks») <br> Национальный театр Латвии

14 октября, 20:00

Государственный театр наций

Петровский пер., 3

«Войцек» («Voiceks»)
Национальный театр Латвии

Новая интерпретация культовой пьесы погибшего в 24 года немца Бюхнера — драма маленького человека в сопровождении живой психоделической музыки. Труппа Национального театра Латвии играет в декорациях, изображающих стены художественной галереи. Эти самые белоснежные стены и сияющие внутри дюшановские унитазы вынужден красить и драить Войцек — недалекий и угнетаемый рабочий, который в конце концов восстанет против жестоких экспериментов рафинированных работников культуры, сойдет с ума и пойдет убивать. Спектакль «Войцек» прибыл в Москву из Риги, где его поставил Кирилл Серебренников.

«Полнолуние»

16 октября, 19.00

Государственный театр наций

Петровский пер., 3

«Полнолуние»

Основанная на сочинениях композитора Алексея Сысоева музыкально-сценическая композиция Филиппа Григорьяна. Критика, наблюдавшая перформанс Григорьяна в Сочи во время культурной Олимпиады 2011 года, вспоминала о работах Ларса фон Триера. Непривычная сочинская публика испуганно покидала зал.

Неизвестно, что показалось расслабленному черноморскому зрителю чересчур авангардным: голос берлинского «экстремального сопрано» Натальи Пшеничниковой, которая бубнила, шептала и пела первую, вокальную часть «Полнолуния» на фоне проплывающих макетов городов будущего; музыка Сысоева в исполнении Московского ансамбля современной музыки под управлением Федора Леднева, перкуссиониста Владимира Тарасова и электронщицы Сачико M или пластика японского мастера техники буто Такетеру Кудо на фоне гигантской, сконструированной Александром Лобановым («Синий суп») Луны, которая проходит вечный круг жизни.

«Ния» («Nya») <br> «Ла Барака» (Франция)

18–19 октября, 20.00

Государственный театр наций

Петровский пер., 3

«Ния» («Nya»)
«Ла Барака» (Франция)

Руководитель французской компании «Ла Барака» хореограф Абу Лаграа привез в Москву двухчастный спектакль, который начинается беспокойным звуком городских улиц и «Болеро» Мориса Равеля, а заканчивается купанием артистов в фонтане. Перед тем, как создать труппу при Алжирском национальном балете, своих исполнителей Лаграа отбирал среди уличных хип-хоперов бывшей французской колонии. Его пластические размышления о воле к жизни (так с арабского переводится название спектакля) станут заключительным событием фестиваля.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter