Атлас
Войти  

Также по теме

Вопрос недели: «Почему врачи не любят пациентов, пользующихся интернетом?»

  • 11809
Лечение в интернете
Наталья Гончарова

Наталья Гончарова

акушер-гинеколог

«Отрицательное отношение врачей к пациентам, ищущим информацию о болезнях в интернете, легко объяснить. Мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск информации в интернете, чтение форумов и сравнение анализов оканчивается слезами и стрессом, особенно если речь идет об инфекциях, передающихся половым путем, или беременности. Пациенту хочется побыстрее узнать, что с ним происходит, и вот анализы уже на руках, а консультации лечащего врача еще нужно дождаться, поэтому люди начинают искать информацию в интернете. Потом приходят на прием в слезах, кладут на стол анализы и сообщают, что почитали статьи в интернете и все плохо. Открываешь анализы, а ничего страшного там нет, все в пределах нормы. Или бывает так, что у женщины нарушена микрофлора, то есть выявилось повышенное значение условно-патогенной флоры, но патогенные микроорганизмы отсутствуют. Всегда прошу пациенток прежде, чем устраивать дома скандал мужу, выслушать мнение врача. После объяснений доктора человек обычно успокаивается и, наверное, задумывается над тем, что в некоторых ситуациях лучше послушать мнение специалиста, а не лезть в интернет и самому пытаться поставить себе диагноз. Но случаев таких масса. То же самое касается генетических скринингов, которые делают во время беременности. Легкое отклонение числовых показателей от нормальных значений принимают за страшное и всерьез задумываются об аборте, хотя в этом случае необходимо выслушать мнение двух специалистов: акушера–гинеколога и медицинского генетика.

Если у человека нет медицинского образования, то он не может сопоставить клиническую картину и результаты анализов, данные дополнительных обследований и увидеть ситуацию в целом, тут статья в интернете не поможет. При общении с пациентом врачу приходится искать индивидуальный подход, объяснять и успокаивать. Сотрудничество между врачом и пациентом возникает в тот момент, когда пациент начинает доверять доктору, следовать всем его рекомендациям, вне зависимости от того, что он прочитал или прочтет в интернете или в инструкции назначенного препарата. Нельзя заниматься самолечением, лекарства должен назначать врач, но некоторые пациенты думают иначе, и их не пугают побочные эффекты. Вокруг много рекламы, которая рассказывает нам, например, что зуд и жжение являются симптомами молочницы. Женщина приходит в аптеку, покупает препарат, он ей не помогает, она идет за другим, но и он не действует. А все дело в том, что никакой молочницы у женщины нет, все эти симптомы могут указывать на другое заболевание, тоже инфекцию, но бактериальную, а не грибковую. Выяснить это можно лишь на приеме у врача, сдав анализы. А врачу теперь придется потрудиться: после приема нескольких препаратов клиническая картина смазана, поэтому диагноз поставить сложнее».

Ася Гюлумянц

Ася Гюлумянц

отоларинголог

«К нам обращаются пациенты с разнообразной патологией лор-органов, в том числе и с заболеваниями голосового аппарата. Большинство из них — представители голосо-речевой профессии, трепетно относящиеся к своему здоровью. Они предпочитают своевременное обращение к врачу-фониатру изучению проблемы в интернете. У пациентов с общей лор-патологией, к сожалению, приходится сталкиваться с запущенными стадиями заболевания. Зачастую это результат самостоятельной постановки диагноза после активного поиска информации о проблеме в интернете. Некорректное лечение по совету интернет-пользователей, друзей, родственников может привести к необратимым последствиям.

В моей практике встречаются пациенты, которые активно интересуются своим хроническим заболеванием, изучая новые альтернативные методы лечения, особенности течения патологии. И далеко не всегда у этих больных формируется компетентное мнение. Чтобы этого избежать, и нужны специалисты: медицина развивается, и любой уважающий себя врач постоянно совершенствуется в своей профессиональной деятельности и, безусловно, информирован о том, что есть нового в профилактике, диагностике и лечении заболеваний».


«Докторов могут раздражать знающие пациенты еще и потому, что дополнительные вопросы отнимают время»

Кирилл Скоробогатых

Кирилл Скоробогатых

невролог

«Большинство врачей испытывают негативные эмоции, когда не могут дать корректный ответ, но еще неприятнее и труднее бывает отказаться от привычных взглядов, воспринять новую информацию. На Западе врачи не пытаются придумывать концепцию на ходу, если доктор не знает ответа на вопрос, то он прямо скажет об этом пациенту, и это правильно. Надо также понимать, что на некоторые вопросы ответов нет ни у кого. Но в России пациент, услышав такое от врача, скорее всего, больше к нему не вернется, тем более что в соседней клинике доктор придумает правдоподобную концепцию, основанную исключительно на его личных размышлениях.

Докторов могут раздражать знающие пациенты еще и потому, что дополнительные вопросы отнимают время. Может быть, если бы при расчетах  зарплаты врачей учитывалось, сколько они потратили на пациента, доктор был бы не против обсудить все подробно.

Лично мне приятно работать с образованным пациентом, даже если он не является медицинским специалистом и ничего не знает о своем заболевании, но интересуется и задает вопросы, готов получать информацию. Это идеальный пациент, но таких мало. Чаще, конечно, приходится сталкиваться с людьми, у которых есть определенные убеждения, разнообразные предрассудки, поэтому нужно не только рассказать о болезни, но и развеять мифы. Прием пациента с головной болью длится один час, а 30 минут мне порой приходится тратить на то, чтобы разъяснить, к примеру, почему в целях профилактики частой мигрени я выписал рецепт на антидепрессанты. На самом деле назначение этих препаратов является стандартом лечения, но пациенту важно объяснить, что у него нет психического заболевания, а это лекарство работает при болевых синдромах. Если просто выписать препарат и отпустить пациента домой, толку не будет, лечиться пациент не начнет. 

На самом деле, думаю, многие люди даже не пытаются найти информацию в интернете, пользуясь вместо этого народными советами, которые распространяются при помощи сарафанного радио. В обществе рождаются стереотипы, люди потребляют их и раскручивают. Если же человек ищет информацию о болезни в интернете, то велика вероятность, что он попадет на страницы, которые продвигают в рекламных целях, они созданы вовсе не для того, чтобы предоставить качественную информацию. Тексты на таких сайтах обычно откуда-то скопированы, немного переделаны, а в результате получается непонятно что.

В российском интернете мало проверенной информации, ориентированной на пациента, поэтому поиск лучше вести на английском языке. Замечательно, если пациент имеет такую возможность. Искать советую на сайтах обществ пациентов, страдающих конкретным заболеванием, информация там самая релевантная. Пациенту нужен широкий взгляд на проблему, по крайней мере с этого следует начать. Таких ресурсов много, для каждого заболевания есть один-два англоязычных сайта. В России такое тоже периодически встречается, иногда в виде форумов, где общаются люди, объединенные одной проблемой, и чем сложнее она, тем сильнее сплачивает людей. Общества пациентов не преследуют коммерческой цели, дорожат своей репутацией, поэтому публикуют проверенную информацию, тексты пишут специалисты. Для меня пациент, знакомый с зарубежными источниками, еще более ценен. Была даже пара случаев, особенно меня удививших: на прием приходили пациенты, которые были знакомы с новейшими технологиями, которые еще даже не вошли в ряды научно доказанных и услышать о них можно было только на медицинских конференциях».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter