Атлас
Войти  

Также по теме

Гогуль-Могуль

Для современных детей интернет — такая же очевидная часть жизни, как мобильный телефон, телевизор, кукурузные хлопья и кока-кола. Для всех остальных дети в интернете — это миллион вопросов и миллионы незаработанных долларов. Екатерина Сваровская попыталась разобраться, что происходит с детским интернетом

  • 3580

фотографии: Сергей Леонтьев

БГ благодарит Симу, Соню, Петю, Сашу, Андрея, Варю, Нину, Федора, Любу, Васю, Колю, Егора и Одиссея, которые согласились посмотреть «Смешариков», ролик «Танцующий попугай» на YouTube и мультфильм «Хортон». Интернет-порталы детей не заинтересовали

Детская аудитория интернета в России составляет сегодня примерно 8—10 миллионов пользователей в возрасте до 14 лет. Вопрос на миллион долларов — что с ней делать? Сами дети, ясное дело, хотят дружить и играть, и делают это где попало. Родители хотят, чтобы дети были заняты чем-то, но не паслись где попало. Инвесторы хотят перетащить детей из «где попало» в детские порталы и заработать денег. Государство хочет вообще запретить «где попало», чтобы дети росли послушными и любили Родину. Все вместе любят детей и желают им только хорошего. А также все вместе хотели бы оградить детей от порнографии, педофилов, агрессии и всего неприятного.

Самое простое — сделать специальный детский интернет. Глупость, скажет любой программист; интернет — общая информационная среда, и детский интернет — такой же абсурд, как интернет для инвалидов, миллионеров или родственников. Поэтому детский вопрос должен решаться таким же способом, как и взрослый. Вариантов два. Честный и трудоемкий: делать порталы с насыщенным контентом и плести социальные сети. Такой же честный и не менее трудоемкий: разрабатывать интернет-фильтры.

Фильтры

Фильтры — это то, что заботит всех, кто начинает и продолжает заниматься детским интернетом. Все мечтают создать идеальный фильтр, который закроет детям доступ ко всему злу. Работать он должен так, что никакой плохой сайт, где есть секс, насилие, агрессия, плохие слова и плохие люди, не сможет пройти фильтрацию. Иностранные программы типа CyberPatrol, SafeSurf и другие в русскоязычной сети вязнут: они настолько не адаптированы к русскоязычному контенту, что обойти их не представляет никакого труда. Акты защиты детей в ин­терне­те — документ, описывающий ряд правил, делающий доступ детей к нежелательной информации почти невозможным, типа американских Children’s Online Privacy Protection Act и Child Online Protection Act, в России только предстоит принять.

Недавно с большой помпой открылся первый детский браузер gogul.tv с большим количеством включенных фильтров. Иначе как жалким назвать его невозможно: программа-надстройка над браузером Internet Explorer позволяет воспользоваться всего 7?000 сайтов. Известно, что через «Гогуль» можно найти сайт «Единой России». Зато на запросы «какашка», «плохой», «обижают», «взрослый», «развод» поисковик не отвечает. На запрос «корова» выдает православный журнал «Божья коровка», а на слово «мама» — десятки форумов с подробными вполне физиологичными обсуждениями родов.

В принципе таким образом фильтровать сеть можно очень просто самим — в Internet Explorer начиная с версии 3.0 установлена функция родительского контроля. Ту же функцию предлагает Windows Vista — там есть «встроенная служба фильтрации веб-содержимого, которая проверяет содержимое различных страниц и предоставляет родителям сведения, необходимые для принятия обоснованных решений при настройке ограничений на работу в интернете». Родители создают ребенку учетную запись и могут или активировать фильтры, или вручную забить сайты, по которым ребенку можно ходить. Правда, функция эта не пользуется большой популярностью. «Во-первых, сами родители часто не знают всех возможностей программ, — объясняет программист Дмитрий Памфилов. — Во-вторых, служба фильтрации ориентирована на англоязычный интернет, и с русскими сайтами она не работает. Готовых фильтров, которые можно было бы подключить, в России нет, нет даже организаций, которые бы занимались их разработкой».

«Смешарики»

Что касается порталов, то пока что с уверенностью можно говорить только о трех состоявшихся детских проектах в русскоязычном интернете. Идея сделать порталы для детей посетила их создателей примерно в одно и то же время. В 2008 году один за другим запустились: в июле — «Стра­на Смешариков», в сентябре — «Твиди» и «Мир Бибигона». «Страна Смешариков» и «Твиди» — затеи частного капитала, «Мир Бибигона» — творение государственной ВГТРК. На подходе BooDoo, детский проект медиагруппы Михаила Прохорова.

Спустя год после старта лучше всех дела обстоят у сетевого проекта «Смешарики»: их аудитория — 725?000 человек, практически одна десятая всей детской аудитории России. Вдохновители сайта — американские Club Penguin и Everythin?gGirl.com. Совместив на одной площадке игры и социальную сеть, создатели «Страны Смешариков» стали называть себя пионерами детского русского интернета. Целевая аудитория — дети от 6 до 13 лет. Во многом популярность проекта объясняется невероятной популярностью самого мультфильма. Со времени запуска трафик на сайте вырос в десять раз, онлайн постоянно находятся от 1 500 до 2 000 человек, а всего в сутки заходит 40?000—50?000. Создатели уверяют, что ничего специального для привлечения детей они не делали. Зарегистрироваться в «Стране» может каждый, нет никаких ограничений. «Нельзя заведомо сказать, что раз взрослый — значит, враг», говорит директор проекта Даниил Глушанок. Администрация сайта утверждает, что большинство пользователей все-таки дети. За их безопасность отвечают модераторы, которые следят за поведением участников и могут в любой момент забанить подозрительные аккаунты. Регистрация позволяет находить друзей, читать новостную ленту и принимать участие в конкурсах. Внутри все пестрит от Крошей, Барашей и Лосяшей, а выбирая себе персонажа, ребенок лепит своего собственного смешарика. Для этого надо решить, какими будут цвет кожи, размер ушей и форма лап. После регистрации выясняется, что многие возможности портала — платные. Хочешь поиграть в игру, посмотреть мультик, скачать раскраску — плати. Еще ребенка соблазняют майкой с изображением собственного персонажа. Или кружкой. Или значком. Все это оплачивают смешинками, которые родители должны покупать своему ребенку. На счету вновь прибывших лежит сразу 70 смешинок, виртуальной валюты «Страны Смешариков». Чтобы заработать, надо принимать участие в конкурсах. Чтобы принять участие в конкурсах, надо активировать смешкарту. Чтобы активировать смешкарту на месяц, надо заплатить 50 рублей. Навскидку, если умножить количество зарегистрированных на 50, получится 36 миллионов рублей. Это доход «Страны» в месяц. Учитывая, что без смешкарты смешинки парализованы, не ку­пить ее невозможно. Интерес к смешинкам в «Смешариках» не скрывают: «Наша главная цель — заработать де­нег, — говорит Даниил Глушанок и бы­стро добавляет: — Качественным и интересным сервисом. Недавно мы ­сделали квесты, где встроенный двигатель позволяет менять сценарии. Такого вообще ни у кого пока нет». Бизнес-модель портала можно назвать ­класси­ческой для соцсетей — здесь продается реклама и права доступа к разным сервисам. На вопрос, как может ­неплатеже­способ­ный ребенок принести прибыль, Даниил отвечает, что вся детская индустрия строится на просьбах детей им что-то купить: «Что онлайн, что офлайн — принцип одинаковый. Ребенок выступает агентом между финансами родителей и товарами».

«Твиди»

Tvidi.ru устроен по-другому. Технологически это проект израильской компании Tweegee, чья социальная сеть Tipo уже завоевала в Израиле детскую аудиторию от 8 до 14 лет. Холдинг РБК купил лицензию, вложил деньги, и получился проект, нацеленный на тот же сегмент детей от 6 до 14. До «Смешариков» «Твиди» пока далеко — на сайте пока 230 000 пользователей, большей частью из Москвы. Зато все они, как надеются создатели, стопроцентные дети, без примесей взрослых. «Все устроено так, чтобы максимально помешать взрослому зарегистрироваться, — говорит генеральный директор «Твиди» Олег Ульянский. — Чем меньше о нас знает взрослых, тем лучше. Мы детский портал».

Впрочем, при проверке выяснилось, что зарегистрироваться там кому угодно — проще простого. Здесь можно поиграть, поискать друзей, почитать детские новости (последние новости: 68 лет блокады Ленинграда, новый грузовик с красивым дизайном и предостережение от мобильных мошенников), посетить виртуальные миры, початиться в «Космочате» и — главное отличие от «Смешариков» — сконструировать свой собственный небольшой сайт. Для защиты детей от недоброжелателей, так же как и в «Смешариках», при регистрации нельзя использовать фотографии, вместо этого предлагается создать уникальный образ, который можно по своему усмотрению нарядить. Самое интересное для постороннего на «Тви­ди» — живые детские комментарии. Например, оставленные после «замечатки» с заголовком «На что идут девочки ради мальчиков» с моралью «будьте собой, не стройте из себя дурочек»:

юля 122: у меня на даче есть хнакомая так вот она у мамы бес просу берет косметику и носит каблуки по деревне вы предстовляете и ей всего 11 лет ужас!!!!!!!!!!!!! А замечатка неочень если тебе парень нравится нужно быть яркой, а не серой мышкой! мой совет девчнки!!!!!!!!!!!

хэлен: а мне нравиться мальчик который старше меня на 2 года эт нормальная раздница?

ksenia-tv: это ссссссууууупппппппппееееее­еееееррррр!!

супер-человек: а мне пофиг на девченок

ksenia-tv: если тебе на девченок по значит ты гей!!!

медисончик: мальчики мы специально сидим по полчаса в ванне, красимся и выбираем одежду два часа специально для вас штобы не было стыдно ходить в кино что бы в кафе вы взялись за чистую и мягкую кожи рук!!! все что написали в статье фигня в девушке должна быть хоть малейшая загатка!!!

аснерг: я толстый и меня никто не любит

В планах Ульянского — стать детским медиа номер один в России. Предпосылки для этого есть: весь контент и сервисы внутри — бесплатные. «Наш доход идет от продажи рекламы, большой кусок за счет продвижения детских фильмов. Это медийная бизнес-модель, и в Израиле схема себя оправдала», — объясняет Ульянский. Чтобы привлечь детей, «Твиди» ведет агитацию через интернет и устраивает акции в школах, где распространяет значки и листовки. Только что такая акция закончилась в Петербурге.

«Бибигон»

Государственный детский портал «Мир Бибигона» пришел к годовщине проекта с 80?000 зарегистрированных пользователей. С драконовской политикой регистрации и жесткими правилами внутри сети результат с точки зрения безопасности выглядит даже неплохо. Чтобы попасть в сеть, надо послать заявку. В заявке нужно обязательно указать имя, фамилию, дату рождения, номер и адрес своей школы. При этом доступ к аккаунту ребенка автоматически есть у родителя. Не совсем понятно как, так как активация пароля происходит через личный адрес ребенка. Время в «Мире Бибигона» дети обязаны проводить с пользой: кроме караоке с детскими песнями на сайте есть конкурсы музеев и издательств, можно поучаствовать в олимпиадном движении и пообщаться «с юной звездочкой, победительницей национального отборочного конкурса детского «Евровидения» Катей Рябовой». «Главная идея — дать детям возможность общаться, учиться и развлекаться без экстрима, в нормальном ключе. Мы пытаемся воспитать детей, научить их netiquette — сетевому этикету. В «Мир Бибигона» родители могут отпускать своих детей без опаски, зная, что они находятся под присмотром, мало того, просвещаются, воспитываются и общаются со своими сверстниками, а не с опасными виртуалами», — говорит координатор проекта Алексей Бычков. Общение, надо заметить, довольно однообразное:

Аронович Маша: привет ищу парня с 10 до 12. я маша

Залилова Равиля: ищу парня от 11 до 13 лет

Арутюнян Роксана: мне скучно. ищу парня от 13—15 лет. пишити

Ващенко Kiska Лизуня: МАЛЬЧИКИ ПИШИТЕ МНЕ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЯКИ!!!

Ващенко Kiska Лизуня: МАЛЬЧИКИ ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!!!!!!!

Ващенко Kiska Лизуня: Ну вы че оглохли мальчики чтоли?!

иван половина: здорово. давай ­флир­товатся

Взвалив на себя функцию учителя ­жиз­ни и государственного воспитате­ля, «Бибигон» ищет поддержки семьи. «Увидев спрос со стороны родителей, мы меняем концепцию с детской на семейную», — говорит Бычков.

Во взрослой части «Бибигона» тоже весело: там проводят консультации специалисты Минздравсоцразвития — гинеколог, психолог и педиатры. Вопрос о том, каким образом вся эта конструкция приносит деньги, встречает многозначительное: «Мы изначально не ставили целью зарабатывать на этом проекте, главное вложение помимо денег — это огромный труд команды энтузиастов, сотрудников проекта».

BooDoo

Обещанный старт проекта BooDoo должен был произойти полгода назад. В ожидании запуска разработчики рассказывают о планах покорения детей в возрас­те от 6 до 12 лет. В ход пошли лучшие наработки коллег: социальная сеть, игры, мультфильмы, детский журнал с тематическими сообществами, родительский контроль. Помимо этого можно будет посмотреть детские фильмы производства BBC и National Geographic. Принципиальное отличие от остальных — детский браузер ВооDoo будет продаваться на флешках. Загрузив его, родитель сможет одновременно зарегистрировать себя и ребенка. Для браузера создатели вручную отобрали «чистые» сайты, выйти за пределы которых ребенок не сможет. «Благодаря отдельному браузеру дети смогут ходить только по огороженной территории», — говорит главный редактор журнала BooDoo Екатерина Каменская. Главная идея портала, по ее словам, это edutainment — обучение и развитие через развлечения. Отбить 20 миллионов долларов ВооDoo собирается за счет абонентской платы.

Не ходите, дети

Понятно, что эти несколько проектов — пробные шары перед массовым освоением детской аудитории. И чем больше их будет, тем меньше детей будет пастись на сомнительных сайтах. Пока, по данным сервиса «Руметрика», около 40% детей, ­регулярно выходящих в интернет, ­под­вергаются виртуальным домогатель­ствам и просматривают интернет-стра­ницы с нежелательным содержимым. К счастью, совсем маленькие дети попадают в сеть исключительно при помощи родителей, их интересуют самые простые флеш-игры. Но те, кто постарше, очень быстро понимают две вещи. Во-первых, как обойти заграждение, а во-вторых, где на самом деле интересно. Редко какой шестиклассник, официально или тайком от родителей, не сидит на сайте «Вконтакте». А там, как известно, лежит половина всего порнографического контента русской сети. Но уходить из места, где можно смотреть взрослые фильмы, грузить настоящие фотографии и бесконечно упражняться в остроумии, никто из детей по доброй воле не захочет, а тем более ограничивать себя одним-единственным сайтом, как об этом мечтают создатели порталов.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter