Атлас
Войти  

Также по теме

К чему приводят школьные обиды?

Россия стала одним из лидеров по уровню агрессии в школе. При этом в рамках учебного заведения проблемы явно не решаются. Если девочкам может помочь поддержка и внимание родителей, то на мальчиков это влияет не так сильно. Для них куда важнее друзья. Через пять лет после конфликта мальчики начинают проявлять признаки антиобщественного поведения: они начинают врать, становятся жестокими и воспринимают насилие как норму.

  • 7897
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Многие дети подвергаются агрессии в российских школах: сверстники часто издеваются друг на другом, иногда целым классом травят ребенка, который становится изгоем. У каждого, кто прошел российскую школу, сохранились такие воспоминания, а кто-то и сам оказывался в шкуре изгоя.

Подобная агрессия деформирует личность и характер ребенка, выяснили ученые.Дети, над которыми издеваются в школе, начинают воспринимать агрессию и антиобщественное поведению как норму, в том числе учатся обманывать, врать и жестоко обращаться с другими людьми.

Поскольку школы чаще всего не могут решить эту проблему, проблемы ребенка, страдающего от агрессии в школе, ложатся на плечи родителей. Но как правильно себя вести в такой ситуации? Стоит ли утешать ребенка или, возможно, он должен сам справиться, закалив характер? Для России эти вопросы более чем актуальны, ведь она является одним из мировых лидеров по агрессии в школах.

Утешение мамы мальчикам не поможет

Исследование ученых из Мичиганского университета показало, что утешение мамы приносит пользу девочкам, но никак не помогает мальчикам. Ученые проанализировали, как семья может помочь преодолеть или, наоборот, усугубить последствия травматических отношений со сверстниками. В исследовании приняли участие 1000 детей в возрасте старше 8 лет.

Благодаря маминому сочувствию и искреннему общению, у девочек меньше проявлялись последствия нанесенных обид. Все зависело от отношений с родителями и семейной обстановки.

Однако на мальчиков отношения с мамой никак не влияли: негативный опыт общения со сверстниками все равно приводил к антисоциальному поведению. У мальчиков, которых задирали сверстники, независимо от отношений с родителями через 5 лет наблюдаются признаки антиобщественного поведения.

Враждебность и недоверие в отношениях с родителями, возникающие из-за недостаточного сочувствия и чуткости с их стороны, могут привести к аналогичным отношениям со сверстниками, поскольку дети в этом случае испытывают много страхов и тревоги.

Как проходило исследование

Участники исследования рассказали, издевались ли над ними в школе или во дворе за последний месяц. Они оценили, как часто их дразнили или грубили им, как часто их кто-то бил и как часто их их прогоняли из компании друзей. Около 68% детей сталкивались с одной из таких нападок от своих сверстников.

Затем ученые наблюдали общение матери с ребенком и, поговорив с ней, оценивали, насколько теплые у них отношения. Они замечали, как мать разговаривает с ребенком, испытывает ли она гордость или радость за него, бывает ли она холодна или резка с ним. Кроме того, в исследовании учитывалось наличие в семье конфликтов, а также физической или вербальной агрессии.

По мнению ученых, различия между мальчиками и девочками могут быть связаны с тем, как они общаются и где они проводят время. Если круг знакомых у мальчиков шире, их друзья будут больше влиять на их эмоциональное состояние. В результате последствия издевательств от ровесников могут сгладиться не с помощью семьи, а за счет общения с друзьями. Кроме того, по словам самих матерей, они больше общаются с дочерьми, чем с сыновьями. Возможно также, сыновья сами реже хотят поговорить с мамой, чем дочери.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter