Атлас
Войти  

Также по теме

Самоходные навыки


  • 1118

Эта статья – о проблемах передвижения детей в большом городе. Как и все другие проблемы, они имеют различия в зависимости от возраста ребенка.

Начнем, как всегда, с самых маленьких – детей до трех лет. Буквально вчера я видела такую картину: молодая мама уговаривала своего полутора-двухлетнего малыша идти домой. Пройти, судя по всему, оставалось буквально несколько метров, но ребенок то и дело останавливался, отставал или, наоборот, подбегал к ней и просился на ручки, сообщая, что он устал. Когда до подъезда осталось совсем чуть-чуть, малыш вдруг увидел друга с новым велосипедом и помчался к нему. Все старания матери пропали зря.

Действительно, сложно поверить в то, что ребенок, который только что без устали носился по горкам, а теперь быстро бежит к яркой игрушке, устал так сильно, что не может дойти до дома. Но, как ни странно, это правда. Просто устал он не физически, а психологически: следование за мамой требует от него огромной концентрации внимания. Нервная система от этого истощается не меньше, чем от решения сложной развивающей задачи, а результат, увы, сомнителен. Лучше, выходя из дома, брать с собой коляску и спокойно довезти малыша до цели. Это сэкономит силы вам обоим и позволит избежать ненужных волнений.

После трех лет малыш может и должен ходить ногами сам, причем не только туда, куда ему хочется. Этот период гораздо легче для родителей, но тут тоже важно правильно себя вести. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка вырабатываются основные стереотипы передвижения по городу. Иными словами, в его подсознание закладываются способы перехода улицы и поведения на дороге, которые потом он и будет воспроизводить. И если мама норовит перебежать дорогу перед машиной, чтобы догнать автобус, или предпочитает ходить по проезжей части, а не по тротуару, то ребенок будет поступать точно так же, оказавшись через несколько лет на улице один.

Гуляя с ребенком лет пяти-семи, надо потихоньку передавать инициативу в передвижении ему. Например, при переходе улицы пусть он ведет вас за руку, а не вы его. В этом возрасте его еще не смущает взрослый рядом, а у вас будет возможность тактично проконтролировать навыки малыша и при необходимости подкорректировать их.

Наконец, следующий этап – возраст, в котором вы решитесь отпускать своего ребенка одного. Во сколько лет это случится – решать вам. У всех это происходит по-разному и зависит от множества причин: самостоятельности ребенка, удаленности школы от дома, семейных обстоятельств. В любом случае сначала удостоверьтесь в его психологической готовности. Убедитесь, что ребенок понимает, какие опасности поджидают его на улице, и знает, как их преодолеть. Тут важны не только навыки перехода через дорогу, но и умение пользоваться лифтом, знание того, что надо делать, если он застрял, способность сориентироваться на местности, даже если немного заблудился, и понимание того, что с незнакомцами на улице разговаривать нельзя.

Хорошо, если сначала ребенок будет ходить от школы до дома не один, а с другими детьми, например с одноклассниками. Начните с простых маршрутов – дороги из спортивной секции домой или от дома до ближайшего друга. Проверьте, сколько времени может занять весь путь, и объясните ребенку, что вы будете волноваться, если он не появится к условленному времени. Если же ваше чадо отправляется в гости, договоритесь о звонке по прибытии на место: и вы не будете переживать понапрасну, и у него выработается ответственное отношение к своим поступкам. Когда первый этап будет пройден, начните постепенно усложнять задачи для маленького жителя большого города. Увеличивайте число переходов улицы, пересадок или протяженность дороги только после того, как ребенок освоит предыдущий уровень сложности. Хороший вариант – купить ребенку мобильный телефон. Это даст ему ощущение большей безопасности и возможность быстро получить помощь в сложном случае (например, при внезапном изменении маршрута автобуса).

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter