Атлас
Войти  

Также по теме

Учителя рисования

Талантлив ли каждый ребенок и всем ли обязательно заниматься рисованием? БГ поговорил с преподавателями изобразительного искусства

  • 19603
Людмила Алексеева, студия «Чудо-кисточка» в культурном центре «Педагогика творчества» Людмила Алексеева, студия «Чудо-кисточка» в культурном центре «Педагогика творчества»
Мария Лукьянцева, центр «Мусейон» при ГМИИ им. Пушкина Мария Лукьянцева, центр «Мусейон» при ГМИИ им. Пушкина
Александр Савельев, детская студия «Рождение вещи» Александр Савельев, детская студия «Рождение вещи»
Алиса Пастернак и Ольга Бармаш, Творческая студия Союза московских архитекторов Алиса Пастернак и Ольга Бармаш, Творческая студия Союза московских архитекторов

Людмила Алексеева

преподаватель студии «Чудо-кисточка» в культурном центре «Педагогика творчества»

«Иногда я говорю взрослым: возьмите лист белой бумаги, сядьте с ребенком и попробуйте что-нибудь нарисовать. И даже люди, которые считали себя творческими, говорят, что это невероятно сложно. А дети это легко делают, потому что у них незашоренное, чистое сознание.

Урок начинается с вопроса: что ты видел красивого за эту неделю? Лужу, отражение, веточку, лицо, собаку, лист как-то падал необыкновенно... Так я их накручиваю, разогреваю, подсказываю, и в следующий раз они уже больше рассказывают. Они начинают видеть мир, замечать все вокруг. А ведь как интересно жить, когда ты все вокруг видишь! Мы часто живем в грусти, потому что не слышим, не видим, не чувствуем мир.

Мы принимаем всех детей — всем надо рисовать. Это гораздо важнее, чем читать, писать, изучать английский язык. Никакой компьютер не заменит общение с красками, прикосновение к бумаге уголечком, мелками, ощущение липких пальчиков, измазанных в краске, и растекающуюся акварель. Я думаю, дети в этот момент испытывают очень мощные эстетические чувства — вне зависимости от результата.


«Всем надо рисовать. Это гораздо важнее, чем читать, писать, изучать английский язык. Никакой компьютер не заменит общение с красками»

Сейчас к нам на занятия приходят даже полуторагодовалые. И мы только приветствуем, если младшие дети, глядя на старших, цеплялись за мольберт, как за ходунки. А еще приходят дети 10-13 лет, которые занимались у меня раньше, но потом им показалось, что они уже выросли, и они ушли от нас. Стали заниматься чем-то другим, но вот пришли всей гурьбой назад и сами попросили что-нибудь придумать. Они приходят в среду, и с 19.00 до 21.00, а иногда и дольше мы с ними занимаемся историей искусства, смотрим фильмы, слайды, книги. А потом что-то рисуем. Интересно, что в этой группе почти все мальчики, девочек — одна-две. В этом году с октября до мая у нас будет романтизм. В прошлом году было барокко, а до этого — эпоха Возрождения.

В моих занятиях есть элементы шоу. Например, чемодан, из которого вылезают краски-куклы. Или театр рисунка: мы что-то рисуем, а потом нарисованные персонажи на палочках выглядывают из-за картонной ширмы — устраиваем спонтанные представления. А на Пасху сделали бумажный театр с куклами на веревочках и поставили сказку, как звери встречали Пасху (это из Гиппиус).

И конечно, у нас есть чудо-кисточка (этот образ родился давно, еще в 1989 году), у которой появляются крылья, она летит, подлетает к ладошкам, дотрагивается до головок и превращает всех в художников.
Нерисующих детей не бывает, нет такого термина. Конечно, у некоторых есть особый дар, но абсолютно у всех в приоритете игра и изобразительная деятельность, особенно в дошкольном возрасте. Ребенок взял лист бумаги, кусок глины — и уже есть результат: здесь отчеканилось его восприятие мира. Ты проживаешь это в детстве и пользуешься этим фантастическим багажом всю оставшуюся жизнь. В изобразительной деятельности ребенок очень ярко проявляет себя. Вот, например, натюрморт. Каждый раз удивляешься, как ребенок, сохранив образ, по-своему, свободно все переставил, переделал, как ему больше нравится. Смотришь и понимаешь: это чудо. И каждый день ты присутствуешь при рождении чуда.


«Нерисующих детей не бывает, нет такого термина. Конечно, у некоторых есть особый дар, но абсолютно у всех в приоритете игра и изобразительная деятельность, особенно в дошкольном возрасте»

Иногда дети выдают шедевры — например, изумительный графический рисунок, который тут же вдруг замазывают красками буквально за секунду. И я потом говорю родителям: «Жалко, что вы его не видели. А если бы вы были у нас, вы бы насладились, сфотографировали...» Поэтому я всегда призываю: будьте на уроках, смотрите, как творит ваш ребенок. Тем более что часто мама, папа, бабушка, дедушка или хорошая няня для ребенка авторитет — на первых порах очень важно их присутствие.

Даже маленькие дети чувствуют прессинг окружающего мира, родителей: то можно, это нельзя. А здесь они свободны. Тут ребенок с упоением красит руку — от локтя и до ладони. И мама спокойно отвечает: «Он за этим сюда пришел». То есть пришел за свободой, для познания мира. Можно раскрасить свою руку, можно перемешать краски, можно нарисовать и разорвать рисунок на мелкие кусочки, потом опять сложить, и из этого тоже может что-то получиться. Многие вещи я заимствую у детей — иногда они сами диктуют какой-то интересный ход.

Сейчас появилось много страшных образов и терминологии из заграничных мультфильмов. Я даже не успеваю за этим следить. Например, ребенок говорит: «Я нарисовал того-то», — а я даже не знаю, кто это. И стараюсь «перебивать» это сложными терминами из искусства. Я понимаю, что их привлекают незнакомые слова, и говорю: «Я тебе сейчас другое расскажу. Ты представляешь, как однажды появилась коринфская колонна?» Пусть лучше знают про коринфскую колонну, чем про вампира какого-нибудь».

 
/media/upload/images/kids/IMG_2763.jpg Алиса Пастернак и Ольга Бармаш, Творческая студия Союза московских архитекторов

/media/upload/images/kids/IMG_3290.jpg Мария Лукьянцева, центр «Мусейон» при ГМИИ им. Пушкина







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter