Атлас
Войти  

Также по теме

Что делают магазины с просроченными продуктами?

Магазины постоянно выбрасывают еду: это продукты с деформированной упаковкой, овощи, которые уже лежат на полках несколько дней и поэтому выглядят не очень привлекательно, или просто товары, срок годности которых подходит к концу. В США и Европе продают "некрасивые" продукты со скидкой. Российские же торговые сети уверены, что такая практика испортит им имидж. 

  • 10754
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Ежегодно в мире выбрасывается 1,3 млрд тонн еды, подсчитали в ООН. Это наносит экономике ущерб в $750 млрд и вред окружающей среде. Например, парниковые газы, вырабатывающиеся из пищевых отходов, составляют 7% всех выбросов.

Каждый из нас почти ежедневно выбрасывает ту или иную еду. Но основной мусор создают продуктовые магазины. Причем выбрасывают они не только просроченную еду, но и продукты, которые просто потеряли товарный вид.

Большую часть магазинов эту проблему никак не решают: они просто выкидывают мусор. Однако есть магазины, которые пытаются найти решение проблемы отходов. Оно и понятно: это поможет сэкономить и привлечь новые группы покупателей. Правда, до России эта тенденция пока не дошла. Готовы сокращать пищевые отходы лишь иностранные компании, работающие в стране.

Американский специалист по розничной торговле Тим Баррет рассказывает в подкасте Euromonitor International, как магазины решают проблему отходов и какие результаты это приносит. БГ внимательно ознакомился с записью и приводит основные выводы из нее.

Некрасивые продукты по низким ценам

Один из способов решения проблемы — это продавать продукты со скидкой. Действительно, почему бы потемневшие бананы не продавать за 30–40 рублей? Или не поставить скидку в 20 рублей на молоко, срок годности которого закончится через два дня?

Правда, здесь надо еще убедить покупателей приобрести такие продукты. Многие из них даже не догадываются, что ради того, чтобы на полках были только красивые продукты в идеальных упаковках, приходится выбрасывать 30% пищевого производства.

Французская сеть супермаркетов Intermarche начала кампанию по продаже некрасивых овощей и фруктов. В рамках кампании они выставляли на продажу фрукты и овощи, которые выглядели не очень красиво, но стоили дешевле. В результате посещаемость магазина увеличилась на 24%, а компания привлекла более 21 млн покупателей.

Конечно, сам факт того, что неидеальная еда будет продаваться в магазине, еще не означает, что люди будут эту еду покупать. Именно поэтому важно сделать на такие продукты достаточно заметную скидку. Тем не менее, учитывая, что эта еда планировалась на выброс, ее продажа, даже со скидкой, выгодна магазинам.

Как заставить людей покупать некрасивые продукты

Согласно Баррету, все больше магазинов постепенно начинают следовать этому примеру. Они могут при этом выбирать разные подходы. Например, создавать целую секцию с уцененными продуктами, которые выглядят не так хорошо, как продукты по обычной цене. Так канадский магазин Loblaws продает некрасивые овощи и фрукты со скидкой 30 центов на каждый продукт.

Можно также объединять уцененные продукты со свежими или добавлять к ним соус так, чтобы они не выглядели слишком неприглядно. Например, магазин Daily Table продает со скидкой свежие продукты, вместе с которыми идут более старые, но все еще не испорченные. Благодаря этому продукты, которые уже лежат несколько дней, выглядят не так отталкивающе и при этом человек видит, что это уцененное предложение.

В Калифорнии недавно был запущен онлайн-проект Imperfect Produce. Авторы проекта работают напрямую с фермерами и поставщиками продуктов, мотивируя их поставлять продукты, которые выглядят не очень хорошо, напрямую покупателям. При этом покупатели экономят до 30% и получают еду с доставкой на дом. Благодаря этому проекту покупатели могут ощутить, насколько экономнее приобретать некрасивую еду, а не выбрасывать ее, загрязняя окружающую среду.

Поставщики не хотят продавать некрасивую еду

Вторая проблема, которая препятствует сокращению пищевых отходов в магазинах, связана с поставщиками, которым проще выбросить еду, не отвечающую принятым критериям качества, чем доставлять ее в магазин. Например, в программе, направленной на сокращение пищевых отходов в Калифорнии, принимает участие только 25% фермеров.

Стимулировать программы сокращения отходов можно с помощью налоговых вычетов или партнерства с крупными предприятиями. Так Daily Table планирует принимать непроданную еду от других магазинов — не только от фермеров или поставщиков.

Кроме того, на сокращение пищевых отходов магазинов можно повлиять законодательством. В частности, во Франции планируют принять закон, запрещающий выбрасывать еду. Еду, которая оказывается непроданной, в крупных супермаркетах нельзя будет просто выбрасывать, как это делалось раньше: ее нужно будет отправлять в пищевые банки, передавать в приюты, для корма животных или компоста.

Что делают с некрасивой едой российские магазины?

Мы решили выяснить, работает ли это в России и как поступают с некрасивой едой, которая еще не испортилась, крупные торговые сети. Оказывается, в большинстве своем они еду выбрасывают. При этом компании боятся, что скидки на начавшие портиться продукты испортят им имидж. Скидки они готовы давать лишь на продукцию кулинарии, да и то в вечернее время. Об экологической составляющей торговые сети не думают.

«Азбука вкуса»

В магазине не бывает дисконтов, связанных с нарушением упаковки. Такой товар сотрудник магазина должен снять с полки и отправить на утилизацию. Это связано с позиционированием магазина. В компании признают, что процент списаний у них выше, чем в массовых магазинах. Они раньше снимают с полки товары с заканчивающимся сроком годности — продукты должны быть всегда свежими. За это и приходится платить.

С дисконтом в вечернее время продают продукцию кулинарии. В «Азбуке вкуса» также бывают скидки на сезонные товары, например, во время традиционной рождественской ярмарки в январе.

«Дикси»

В магазинах шаговой доступности «Дикси» еженедельно проходят акции и промо-мероприятия на популярные товары. Для покупателей есть буклеты со специальными предложениями. Но в компании пояснили, что это не связано с желанием продать «неходовой, невкусный или некрасивый» товар.

Минимизировать списание продукции они пытаются, как и в «Азбуке вкуса»: в супермаркетах «Виктория», входящих с «Дикси» в одну сеть, вечером можно купить продукты кулинарии со скидкой.

ИКЕА

В компании ИКЕА есть свой продуктовый магазин «Шведские продукты», а также рестораны. Среди опрошенных нами сетей именно они задумываются о сокращении пищевых отходов. В компании действует стратегия «Да — людям и планете!». ИКЕА пытается сократить пищевые расходы и в магазинах, и в ресторанах и даже в столовых для сотрудников.

Все отходы сортируются на пищевые и непищевые, а затем взвешиваются, чтобы отслеживать их количество и предпринимать дальнейшие действия, поясняют в компании.

В «Шведских продуктах» все товары, срок годности которых истекает менее, чем через две недели, можно купить по заниженной цене. При этом рядом с товарами размещается сообщение размера А4 с названием продукта и сроком его годности. Это необходимо, чтобы не вводить покупателя в заблуждение.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter