Атлас
Войти  

Также по теме

Электрический ум


  • 1100

Редкая семья избегает столкновения с вопросом: с чего начинать знакомство ребенка с компьютером? Может ли оно протекать стихийно или родители должны следовать каким-то особенным правилам? Как сделать, чтобы компьютер стал не врагом, а другом, чтобы ребенок не утонул в море информации и не завяз в бесконечных стрелялках?

Начнем отвечать с теории. Все знают, что на вершине эволюционной лестницы человек оказался благодаря своему уникальному мозгу. И, между тем, для всего остального организма мозг довольно неудобен: на его работу расходуется почти столько же энергии и ресурсов, сколько на все остальные органы в целом. Поэтому организм упорно стремится перевести его в максимально экономный режим работы - снизить мозговые энергозатраты, упростить и автоматизировать действия, по возможности прекратить творчество. Именно поэтому человек так легко подсаживается на бесконечное смотрение телевизора, раскладывание пасьянсов, пустые разговоры и прочие однотипные действия. Это энергетически выгодно организму, но совершенно не способствует развитию личности. Особенно плоха ситуация, если в таком режиме начинает жить ребенок. У него, в отличие от взрослого, развитие мозга еще только идет, и поэтому без тренировки некоторые важные нейронные связи могут не сформироваться вообще. Компьютер же, как любая умная машина, может помочь и в развитии, и в стереотипизации, в зависимости от того, как его использовать.

Так с чего же начинать знакомство с компьютером? Вот как эту задачу решала одна моя знакомая семья. В ней папа-программист сделал со своим семилетним сыном мультик. Персонажей и сюжет придумал ребенок, музыку подбирали вместе, а потом папа нашел программку, которая помогла ребенку превратить его заготовки во вполне симпатичный творческий продукт. На премьеру были приглашены друзья мальчика, и потом они вместе рисовали продолжение. Конечно, не у всех родителей есть такие возможности, и этот пример - скорее идеальное исключение, чем широкая практика. Между тем основные идеи такого подхода доступны каждому.

Начинать лучше всего с использования любых креативных программ, то есть программ, с помощью которых ваш ребенок будет создавать продукт, а не поглощать его. Это могут быть рисовальные программы, программы по обучению чтению и письму или даже игры, в которых надо что-то конструировать. Можно слать письма другим детям, а можно собирать семейный фотоальбом или строить родословное древо семьи. Главное - не забывать о творческой составляющей. Пусть в голове ребенка поселится идея о том, что компьютер - это хороший помощник в работе и учебе, а не средство, чтобы убить время.

Теперь об играх. Многих родителей беспокоит тот вред, который они могут нанести психике ребенка. Отчасти это верно - бесконечные стрелялки, в которых используется ограниченное число однотипных ситуаций и однотипных же реакций на них, как раз и ведут к той самой стереотипизации, о которой мы уже знаем. Правда также и то, что большинство детей, особенно младшего возраста, проводят свое компьютерное время именно за этим занятием. К сожалению, полностью избежать такого зла практически никогда не получается. (Например, если у всех детей в классе подобные игры есть, то и ваш ребенок с ними неминуемо столкнется.) Все, что вы можете сделать, это следить, чтобы такие игры были не единственным, с чем ребенок сталкивается, общаясь с ПК.

Однако не будем забывать, что встречаются и обучающие игры, требующие творческого подхода, стратегического мышления, а также игры, в которые можно играть командой. Потому прежде чем огульно обвинять своего отпрыска в том, что он без толку тратит время, попробуйте разобраться, чем же все-таки он занят. Может быть, это какое-то интересное и достойное занятие, вроде шахмат или совместного сочинения романов?

И последний совет. Постарайтесь следить за собой: не используйте компьютер, чтобы занять ребенка, когда у вас нет на него времени, или хотя бы не делайте это слишком часто.

Общение и интересные публикации на Еве.Ру

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter