Атлас
Войти  

Также по теме

Фотография

  • 1834

Фотография: Inge Morath/The Inge Morath Foundation/ Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

1. Христианский крест в Гру­зию, по преданию, принесла в 319 году святая Нина, связав его из виноградных лоз ­соб­ственными волосами. (Лозы высохли, и перекладины креста немного опустились, таким его и принято изображать.) Через 150 лет с согласия византийского патриарха царь Вахтанг I провозгласил Грузинскую церковь автокефальной, то есть независимой. После вступления Грузии в состав Российской империи патриарх московский объявил грузинскую епар­хию экзархатом, то есть крупной религиозно-административной единицей Русской православной церкви, находящейся вне пределов метрополии, при этом экзарх выбирался Святейшим синодом и подчинялся митрополиту. После Февральской революции 1917 года Грузинская православная церковь отделилась от русской и вновь стала автокефальной. Сейчас ее возглавляет Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II.

2. В папаху зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Потерять папаху казак мог только с головой. На кругу казаки находились в шапках, ими и голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою шапку надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец надевал ее обратно — значит, говорящий лишался слова. У офицеров во всех полках преобладали папахи черного, белого и серого цветов, у нижних чинов цвет мог быть любым. Официальные распоряжения предписывали кавказским казачьим войскам папахи черного бараньего меха с суконным верхом войскового цвета: в Кубанском — алого, в Терском — синего.

3. Чуб. Традиционный казачий чуб — это память о запорожском оселедце, длинной пряди волос, оставленной на темени бритой головы. Считается, что тюрки и славяне заимствовали эту прическу у готов, для которых она была посвящением богу Одину. Чуб носили слева: справа ангел стоит — там порядок, слева черт крутит — вот и казак получается.

4. Кипарисы, вернее, ­разно­образные представители ­этого рода на Кавказе ­встречаются во множестве. ­Засухоус­тойчивые тридцатиметровые деревья кипариса вечнозеленого живут до 2 000 лет. Прежде чем стать ­христианским символом вечной жизни, они служили римлянам эмблемой печа­ли и оттого росли по преимуществу на кладбищах.

5. Газырь — патронташ для пороховых зарядов, пришитый на груди черкески; к началу XX века утратил практическую составляющую и превратился в декоративный элемент. Газыри размещали в ряд, как правило, по 8 с каждой стороны. Офицерам полагались газыри из карельской березы с серебряными верхушками, казакам — из белой жести на синих шнурках. В советское время газырями стали называть еще и крепления для карандашей на полевых командирских планшетах.

6. Кинжал. Прямой, сужающийся к острию клинок с ребрами жесткости и долами — ложбинками, которые ошибочно принимают за кровостоки, хотя на самом деле они нужны для придания ножу большей прочности в поперечном сечении, — служил казакам скорее украшением, чем оружием. Отсюда и затейливо кованые рукояти и изысканно украшенные ножны. Хотя и боевые свойства кинжала очевидны, к тому же, в отличие от шпаги или сабли, владение ножом не требует специального обучения. Наибольшее распространение в казачьих частях получили кинжалы с прямым клинком типа «Кама». В начале XX века на вооружение был принят кинжал бебут (кривой и обоюдоострый) и кинжал кавказских войск, которые в Первую мировую достались и солдатам, к Кавказу отношения не имеющим: с такими воевали нижние чины пулеметных команд.

7. Черкеску, покрой которой заимствован у горских народов, шили длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей. Украшением такого кафтана был еще и пояс, часто серебряный. Тем, кто занимал почетные должности на хуторах и в станицах, жаловали почетный чекмень, сшитый по образцу мундирной черкески, без погон, но с узким серебряным галуном. Старшие по должности носили галун по бортам, краям рукавов и вокруг патронников, младшие — по краям рукавов.

8. Бант из капроновой ленты носили в косах все советские девочки. В праздники ленту собирали в подобие шара и крепили к прическе невидимками — единственными заколками, на которые отважилась отечественная промышленность.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter