Атлас
Войти  

Также по теме

Как sharing economy приживается в России

Онлайн-журнал The Calvert Journal изучил, как sharing economy чувствует себя в России. В стране есть несколько своих проектов, работающих по принципу экономики жизни вскладчину. А вот крупные мировые игроки пока не нашли своего места на рынке

  • 10254
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Экономика жизни вскладчину потихоньку завоевывает мир. В Амстердаме жители обмениваются дрелями и шруповертами, в США – машинами, велосипедами и апартаментами. Эксперты опасаются, что sharing economy уничтожит традиционный капитализм с его глобальными корпорациями, банками и цепочками поставок. В развивающихся странах судьба экономики жизни вскладчину складывается по-разному: виной всему местная специфика, традиции и культура. Журнал The Calvert Journal узнал, как sharing economy чувствует себя в России. 

"Требуется девушка для проверки мужа на верность"

Один из популярных проектов, сервис YouDo, созданный Денисом Кутергиным и Алексеем Гидиримом, предлагает возможность найти помощников или помочь в различных делах — от уборки в квартире или сборки икеевской мебели до проверки супружеской верности. Пользователи размещают на сайте свою просьбу, выбирая одну из 14 категорий, а затем ждут ответа от тех, кто готов за определенную сумму денег им помочь. После этого получившие помощь участники проекта оставляют отзывы о помощниках.

С момента основания с помощью YouDo более 22 тысяч пользователей каждый день выполняют около 1200 просьб. Это много, по сравнению с западным вариантом сервиса TaskRabbit, который через три года после создания собрал всего 1500 помощников, хотя к 2011 году в проекте приняли участие более миллиона человек. В 2013 году YouDo поддержал инвестиционный фонд Flint Capital, выделив на его развитие 1 миллион долларов, что подтверждает высокий потенциал проекта. 

Большинство пользователей YouDo – это москвичи, у которых обычно хватает денег, но не хватает времени. По словам Гидирима, это хороший способ освободить дополнительное время, чтобы провести его с родными: "Вместе того, чтобы ездить по магазинам или кормить собаку, вы можете сходить в кино с детьми". Кроме самых популярных просьб, вроде "убрать квартиру" или "починить компьютер", встречаются и необычные запросы, например, "требуется девушка для проверки мужа на верность" или "нужно вырезать тарелку из тыквы в виде карты Крыма". А те, у кого время есть, могут заработать с помощью YouDo неплохие деньги. Большинство людей, которые выделяют на такую подработку часть своего времени, по словам авторов проекта, зарабатывают 30 000-50 000 в месяц. Если же люди все рабочее время проводят, выполняя просьбы YouDo, они могут ежемесячно получать примерно 7 000 долларов. 

Так же как и в других странах, в России популярность sharing economy связана с финансовыми проблемами, особенно сейчас, когда рубль находится на рекордно низком уровне. Однако, по мнению Гидирима, деньги не единственная мотивация пользователей его сервиса: "У многих пользователей достаточно денег, их просто привлекает такая социальная активность. Кроме того, участников проекта объединяет желание проводить время так, как им хочется". Тем не менее, в России экономика жизни вскладчину не настолько популярна, как в Европе и США, и о ней не так много говорят в СМИ. По словам Гидирима, русские, особенно москвичи, привыкли тратить деньги, и экономить — не в их стиле: "Мы все еще склонны к показной роскоши и пока не пришли к тому, что это не единственная ценность". 

Что мое, то мое

В России пока еще распространено особенно трепетное отношение к собственности, свойственное постсоветскому поколению, которое устало от времен дефицита и коммуналок. "Мы слишком долго были вынуждены жить в советской sharing economy, поэтому сейчас нам крайне важно почувствовать себя собственниками, - считает Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций, - После жизни в коммунальных квартирах, покупка даже небольшой и дешевой собственной квартиры первое время казалась чудом". Это одна из причин, почему у нас люди не всегда готовы разделить свою собственность с чужим человеком. Еще один фактор, который мало способствует развитию sharing economy, – высокий уровень недоверия к незнакомым людям, характерный для постсоветского времени. 

Именно поэтому развитие популярного сервиса Airbnb в России достаточно своеобразно. Например, в Москве сдать жилье в основном предлагают компании, занимающиеся арендой квартир, которые притворяются частными лицами. Если же человек все-таки сдает свою комнату, то он часто делает это не ради денег, а ради общения. В целом, у нас Airbnb не так популярен, как в других странах. На данный момент в Москве около 2 500 объявлений о сдаче квартиры; примерно столько же в Санкт-Петербурге. По сравнению с 32 000 объявлениями в Нью-Йорке, это очень мало.

Американский сервис такси Uber также столкнулся в России с неожиданными трудностями. Хотя сейчас уже многие пользуются официальными такси, все еще достаточно популярно ″ловить машину″. Uber сложно конкурировать с этим подходом, а также с уже поделившими рынок приложениями GetTaxi и Yandex.taxi. Кроме того, в сентябре депутат Государственной думы Александр Старовойтов обратился к российскому президенту с просьбой запретить американской компании развиваться в России, чтобы защитить отечественный рынок. 

Столичная мода

Большей популярностью у нас пользуется французская компания BlaBlaCar, предоставляющая возможность находить попутчиков для дальних поездок. Она начала работать на территории России в начале этого года, и в первом квартале на ней зарегистрировалось более 250 000 человек, - это самый успешный запуск проекта в истории компании. На ближайшие даты вокруг Москвы на сайте запланировано около 3 200 поездок - примерно столько же, сколько в Берлине (3 500 поездок) и больше чем в Лондоне (2 000 поездок). По словам регионального менеджера компании Алексея Лазоренко, в России многие рады найти попутчиков, чтобы поделить стоимость поездки, так как затраты на дальние путешествия достаточно велики. 

Однако так же, как и другие сервисы, BlaBlaCar популярнее всего среди москвичей. Самые популярные поездки - из Москвы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород. Управляющие Airbnb также не надеются, что в ближайшее время люди будут сдавать жилье в деревнях, поскольку в глубинке не так много людей пользуется интернетом. Однако Казарян считает, что сервисы не должны развиваться только в двух городах. Он надеется, что дальше от центра - в Красноярске или Владивостоке - sharing economy тоже может стать популярной. Ведь в отличие от столицы, в этих городах люди больше доверяют друг другу и чаще помогают своим соседям. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter