Атлас
Войти  

Также по теме

Курсы: сценическая речь

«Например, пришла женщина, у нее не получалось быть лидером на новой работе, не чувствовала себя уверенной. Мы ей немного опустили голос, добавили властных ноток, поработали над речью — и все нормально. А сразу после нее пришла другая женщина, жаловалась на проблемы в личной жизни, говорила, что у нее такой властный голос, что с ней нормальные мужики не уживаются».

  • 3589


Иллюстрация: Тимофей Яржомбек Kunst Group Pictures

Моя мама боится публичных выступлений. Перед ними она ночами сидит и думает, читать ли по бумажке заранее заученный текст или положиться на волю случая. При этом в обычной жизни с умением рассказывать истории и внятно излагать свои мысли у нее все в порядке. Люди иногда боятся говорить. Студенты, даже если все знают, на экзаменах покрываются пунцовой краской и, упираясь глазами в пол, судорожно молчат. Люди теряют семью и работу, годами сидят на одной и той же должности, путаются в собственных мыслях, окончательно уходят в себя и начинают разговаривать с зеркалом. Умение излагать мысли в присутствии других людей четко и внятно, убедительно и по возможности не употребляя слов «типа» и «звoнить» — это то, без чего все труднее становится работать и просто жить. Чтобы навсегда расстаться с привычкой сверлить глазами одну точку, запинаться и в слезах выбегать из помещения, существуют курсы сценической речи — или просто курсы речи.

— Вот это голос! Густой, суггестивный бас, как у губернатора Лебедя, — несколько неожиданно встречает меня Валерия Устинова, преподаватель по речи, в разное время готовившая студентов к поступлению в театральные институты, губернаторов к выборам, сотрудников сотовых компаний к общению с такими же, как они, и еще многих других совершенно разных людей для совершенно разных целей. — Такой голос, — продолжает она, — изначально располагает к себе, он звучит убедительно. Человеку, который визжит, как скрипящая дверь, трудно заставить себя слушать.

Первое же занятие в центре «Мир диалога», где преподает эта женщина, после встречи с которой остается устойчивое впечатление, что по вам только что проехались катком и вы никогда не станете таким же, как прежде, начинается с того, что ваш голос записывают, а потом вместе с вами разбирают подробности тембра, частоты, амплитуды — и что еще там может существовать в голосе. А потом, как на приеме у пластического хирурга, вам предлагают убрать все лишнее и добавить недостающее.

— Люди относятся к голосу как к чему-то само собой разумеющемуся, а с голосом можно работать, голос — это инструмент. Только для развития языка существуют сотни упражнений. Так, например, переднюю его часть можно разработать скороговорками и гимнастикой, а заднюю — специальным массажем, который уже взяли на вооружение студенты театральных институтов. Для этого у них уже начали появляться специальные логопедические кабинеты, в которых маленькими проволочками им массируют коренную часть языка.

После записи начинаются упражнения. Это дикая смесь методики Михаила Чехова, йоги, Камасутры, политинформации, вокала и танцев. Упражнения могут быть самыми разными. Так, например, для развития речи надо делать следующее: зажать крепко-накрепко рот и, вдавливая каждый звук, попытаться громко произнести любую фразу несколько раз. Когда вы убираете руку, замечаете, что при тех же усилиях говорите раза в два громче. Или направленная речь. Очень важно при разговоре точно знать, к кому вы обращаетесь, и направлять звук так, чтобы он достигал именно этого человека — и никого больше. Для этого вы представляете, что ваша рука — это центр, откуда распространяется голос, и в течение минут пятнадцати совершаете разные вращательные движения именно направленным звуком. На этом основаны все системы постановки вокальных голосов, когда голос как бы ставится на внутренний стержень дыхания, отчего начинает звучать ровно, громко и чисто.

На курсах всего достигают бескомпромиссными методами. Если хотят объяснить, как сбивается дыхание, то вас заставят три раза обежать вокруг здания, а потом прочесть монолог Гамлета, вбежавшего в замок.

После занятий выходишь — как после холодного душа. Проходят они либо в качестве тренингов для групп, либо в индивидуальном порядке — многие люди стесняются при других скрежетать зубами, строить чудовищные рожи или складывать губы бантиком за звуком «у-у-у-у-у». Занятия два раза в неделю: в индивидуальном порядке по два часа, в усиленном режиме — как тренинг, по шесть часов.

— Ко мне приходят совершенно разные люди, — рассказывает Валерия Устинова. — Например, пришла женщина, у нее не получалось быть лидером на новой работе, не чувствовала себя уверенной. Мы ей немного опустили голос, добавили властных ноток, поработали над речью — и все нормально. А сразу после нее пришла другая женщина, жаловалась на проблемы в личной жизни, говорила, что у нее такой властный голос, что с ней нормальные мужики не уживаются.

Кроме Валерии Альбертовны речью профессионально занимаются многие. В Институте биокибернетики подходы примерно те же, только уровень суровее и врачи в основном с военным прошлым. К тому же подготовкой речи занимается большинство репетиторов театральных вузов. В свободное время. И сходить на такие занятия стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть, на что способен голос, кроме пения под гитару в шумной компании и ссор с начальством. Даже с Путиным работали, говорят преподаватели, сразу заметно, насколько он стал увереннее.

ГДЕ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Садовая-Каретная, 20, 209 94 20, mpci.ru.

Занятия по индивидуальному плану. От 1500 р. за занятие/

ЦЕНТР РЕСУРСОВ КОММУНИКАЦИИ «МИР ДИАЛОГА»

Газетный пер., 5 (в здании Института экономики переходного периода), офис 248, 203 20 58, www.ngpc.ru.

Занятия два раза в неделю по два часа. От 1500 р. за занятие.

ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ РЕЧИ (при НИЦ БКБ)

Ст.Толмачевский пер., 3, 101 45 03, www.dictor.ru.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter