Атлас
Войти  

Также по теме

Курсы: специалисты киностудии

  • 6226


Иллюстрация: Тимофей Яржомбек, KunstGroup Pictures

Создавать большое кино решится не каждый. А если и отважится, тут же наткнется на кучу проблем. Сначала поступить во ВГИК. Пять лет там проучиться, разбавляя редкие важные навыки массой интересных, но практически бесполезных познаний. Потом на выданную казенную пленку попробовать снять какую-нибудь короткометражку. Ухитриться, чтобы ее заметили. И ведь никогда не угадаешь, что из затеи в результате выйдет. А потом неясно: захочется ли самому, положив столько времени и сил, заниматься кинематографом и дальше.

Можно всего этого и не делать. Франсуа Трюффо, прежде чем стать одним из зачинателей «новой волны», к профессиональному кино вообще не имел никакого отношения. Чтобы заработать хоть как-то, выполнял черновую работу в редакции французского киножурнала. Тарантино работал в видеопрокате. Впрочем, мыть полы и вытряхивать пепельницы в редакции «Искусства кино», подслушивая, о чем рассуждают киноведы, торговать кассетами на Горбушке или рвать билетики на входе в «Пушкинский» тоже не обязательно. На мосфильмовских курсах за какие-то полгода совершенно бесплатно вы получите практически все академические альфы и омеги того же ВГИКа по выбранной специальности. Причем в куда более приспособленной к кинопрактике обстановке: каждый день ходить на самую крупную киностудию Европы и стоять в очереди в столовой «Софит» бок о бок с мэтрами все-таки не шутка. На пути к столовой стоит под стеклом камера «Силуэт-70», которой сняли значительную часть «Войны и мира». Смотрится вдохновляюще.

«Конечно, ассистент художника по костюмам или кинооператора — это рабочая лошадка. Специалист второго звена, — говорит Мария Гузанова, организатор курсов по подготовке специалистов на „Мосфильме“. — Вот что такое помощник художника по костюмам? Это его тень: вовремя иголочку подай, нужную шляпку из костюмерной принеси. Или ассистент оператора. Он заряжает пленку в кинокамеру, когда она кончается. Главная его задача — правильно наводить фокус. Но ведь без таких людей даже самый гениальный режиссер не снимет приличный фильм, верно?»

Так или иначе, но смотреть дважды в неделю классику советского кино на большом экране и слушать лекции по истории кинематографа и изобразительного искусства на мосфильмовских курсах требуется всем: хоть монтажнику позитива, хоть киноредактору.

От тех, кто приходит сюда, не требуют специального образования. Хорошо, если будущий ассистент художника по костюмам отличает ампир от ар-нуво и комбинезон от комбинации, а помощник оператора умеет фотографировать. В приеме на курсы скорее откажут, если кандидат будет выглядеть слишком большим умником: «К нам тут мальчик с филфака МГУ приходил. Так мы его не взяли. А зачем? У нас ведь пятидневка, с 10.00 до 16.00. Так что есть такой принцип: проще — лучше».

Самое ценное на курсах в том, что преподают здесь одни из лучших профессионалов страны, профессора как МГУ, так и ВГИКа. Предмет «операторское мастерство» ведет Анатолий Петрицкий — человек, который снял «Войну и мир» и «Мимино». Художников по костюмам учит Нелли Фомина: достаточно сказать, что она работала над большинством фильмов Тарковского. Мария кладет передо мной список фамилий режиссеров, мастер-классы которых должны состояться в этом году: Наумов, Соловьев, Адабашьян. Данелия обведен в кружок, кто-то вычеркнут.

В коридоре я сталкиваюсь с бегущими из кинозала учениками разных курсов. Только что был просмотр эйзенштейновского «Ивана Грозного». Хватаю одного из них. «Я сейчас прохожу практику на съемках „Блюза опадающих листьев“ Михайлова и Реджепова, — говорит Саша Васильев, оканчивающий курсы вторых режиссеров. — В фильме все время льет дождь. А я отвечаю за него. Дождь в кино ведь разный бывает. Он различается по плотности, по тому, как стекают капли, с какой силой они в стекло бьют».

Женя Никишов окончил курсы и уже пару месяцев работает ведущим мосфильмовским редактором. Практически правая рука Шахназарова. Именно ему приходится читать сценарии, которые присылают самородки со всей страны. «В день приходят минимум два-три. Это действительно много. У меня дома целая гора рукописей. Все надо прочитать. А еще по фестивалям в поисках талантов ездить. Когда я проходил отборочное собеседование на режиссерские курсы, генеральный продюсер „Мосфильма“ заглянул в мое резюме. Увидел, что последние три года я работал директором по маркетингу в крупной нефтяной компании. И спросил: а что я в кино собираюсь делать? Да что угодно. Главное — внутри быть. В самом кино».

КУРСЫ НА «МОСФИЛЬМЕ»

Мосфильмовская, 1, 143 94 93, www.mosfilm.ru.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Ассистент звукорежиссера, кинооператор, художник по костюмам, художник-гример, художник-декоратор, второй режиссер, специалист-монтажник, ассистент кинооператора, механик по обслуживанию операторской техники.

ТРЕБОВАНИЯ

Основные навыки в выбранной области деятельности: умение рисовать для ассистента художника или фотографировать для помощника оператора. Возраст, как правило, 18—25 лет.

ГРАФИК ЗАНЯТИЙ

Пн-пт 10.00—16.00.

ОПЛАТА

Бесплатно, с последующим трудоустройством.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter