Атлас
Войти  

Также по теме

Ловушка бедности: как нищета передается по наследству

Если в семье материальные проблемы, то это крайне отрицательно влияет на ребенка. Родители экономят на всем, постоянно волнуются из-за денег, или например статуса, делят людей на бедных и богатых. Все это передается детям, которые также вырастают слишком тревожным и боящимися собственных ошибок. Это мешает им жить, строить карьеру и добиваться успехов. 

  • 25475
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Личность ребенка формируется в семье. Родители закладывают в нем определенное отношение к жизни и окружающим людям, принципы, которыми он будет руководствоваться в течение жизни. Конечно, все мы хотим воспитать ребенка добрым, честным и щедрым. Но невольно часто формируем в нем то, что хотели бы изжить в себе, например, привычку к бедности.

Культура бедности

Еще в 1966 году появилась теория «культуры бедности», которая утверждала, что дети из малоимущих семей обречены на бедность: когда они вырастут, они тоже столкнутся с безработицей, преступностью и нищетой, поскольку они воспитаны в неблагополучной обстановке и переняли от родителей неверный подход к жизни.

Многие восприняли эту теорию в штыки: бедность получалась определенным клеймом. Если вы родились в семье бедняков, живущих на пособия, то вы обречены тоже жить в бедности и на пособия. К тому же были яркие примеры, которые опровергали эту теорию.

Некоторых эти размышления заставили активнее помогать малоимущим, чтобы вытащить детей из ловушки бедности.

Бедность влияет на психику

Ученые из Массачусетского университета в одном из недавних исследований подтвердили, что бедность передается по наследству. Однако механизм передачи чуть более сложный: постоянная нехватка денег в семье и стресс у взрослых влияет на психологическое состояние ребенка. Проблемы с психикой затем портят его будущее.

Взрослые, принадлежащие к социально-незащищенным группам населения, подвержены различным эмоциональным расстройствам. Прежде всего, это высокий уровень стресса и тревожности, которые связаны с их осознанием своего неблагополучия. Они также слишком боятся стереотипов и мнения окружающих: они могут провалить задание, когда видят, что окружающие не верят в их способности.

Ученые полагают, что родители невольно формируют в своих детях те же самые черты характера. Даже если в будущем дети смогут создать крепкую, благополучную семью, они все равно найдут из-за чего волноваться и будут непродуктивны на работе из-за переживаний по поводу своего статуса.

Пятилетний ребенок знает, кто бедный, а кто богатый

Дети достаточно рано начинают понимать, что такое социальный статус и какие бывают стереотипы. Это и приводит к эмоциональному давлению.

Уже с пяти лет дети понимают, что есть «бедные люди» и могут описать эту социальную группу. При этом дети из семей среднего класса, описывая «бедных людей», чаще использовали такие слова как «грязный», «жадный» и другие стереотипные представления. Дети же из бедных семей чаще рассказывали о том, как живется бедным, проявляя к ним сочувствие, по которому было видно, что они осознают себя частью этой группы или близки к ней.

Первоклассники в возрасте 6–7 лет были уверены, что их сверстники из бедных семей хуже учатся.

Другое исследование также показало, что, по мнению детей, у их сверстников из малоимущих семей меньше возможностей осуществить свои мечты.

Дети боятся осуждения

Второй показатель того, что дети из неблагополучных семей перенимают тревожность родителей, это то, что они тоже боятся стереотипов. Здесь доказательств не так много, однако опрос показал, что дети из бедных семей предпочитают дружить с детьми, принадлежащими к тому же социальному слою. Свой выбор они объясняют, в частности тем, что в таком случае их друзья не будут судить их по тому, как они выглядят, говорят и что у них есть.

Ученые полагают, что тревожность и боязнь стереотипов закладывается у детей и в более раннем возрасте — около 3 лет, однако, чтобы доказать это, нужны дополнительные исследования.

Дети оказываются в ловушке бедности

Таким образом, дети из малоимущих семей сталкиваются с психологическими препятствиями к здоровой и полной жизни.

Возможно, это отчасти подтверждает результаты других исследований, которые выявили, что в возрасте 12–13 лет у детей из неблагополучных семей кора головного мозга в областях, отвечающих за способности к обучению, тоньше, чем у других детей.

Чтобы избежать последствий психологических установок и расстройств, заложенных в детстве, учителям и родителям необходимо менять стереотипы о бедности, а государственным службам помогать детям, чтобы те не оказывались в ситуации, когда они чувствуют себя хуже остальных.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter