Атлас
Войти  

Также по теме

Мелкий калибр

  • 1213

иллюстрация: Денис Кравец

На только что открывшейся ретроспективе Пикассо я то и дело слышал негодующие возгласы: «Что в этом такого? Я тоже так могу». Особенно возбуждало то, что первая персональная выставка у Пикассо состоялась в Париже, когда художнику было всего 19 лет. Несколько странным образом с этой ретроспективой хорошо рифмовались три новости: Петр Налич будет представлять Россию на «Евровидении-2010», почти забытый Эдуард Хиль нежданно обрел международную известность, а сервис chatroulette.com, заинтересовавший серьезных инвесторов в России и за ее пределами, создал 17-летний Андрей Терновский из Москвы.

Объединял все эти события вопрос о том, каким таким образом у них все так удачно сложилось? Лишь в случае с Пикассо у части не обремененных лишними знаниями зрителей возникали сомнения в адекватности уровня знаменитости художника уровню его мастерства (ведь и они «приблизительно так же могут»). Наши же современники вызывали симпатию, а роль интернета и удачи в их успехе лишь завораживала и вдохновляла.

Когда становится знаменитым вундеркинд или взрослый обладатель феноменальных способностей, все понимают, что главная причина взлета — необыкновенный природный дар, который по непонятным законам достается единицам из миллионов. При этом публикой безболез­ненно принимается громадная, почти непреодолимая дистанция между тем, что может делать чудесное дарование и обычный или даже весьма способный человек.

Расстояние же между обыкновенными людьми и тем, что делают и как выглядят новые звезды (Э.Хиль тут исключение), явно не причисляемые к вундеркиндам и «феноменам», видится настолько малым, что идея достижения быстрого и феноменального успеха оказывается совершенно навязчивой. При этом акцент явно сместился от дара и мастерства к идее волшебного транспорта: ТВ-канала, интернет-ресурса, вообще механизма продвижения, доставляющего прямо на самый верх.

Бессознательно или заинтересованно, но СМИ поддерживают идею о простоте и легкости взлета. Просто выложил ролик на YouTube, просто сделал сайт для друзей, а теперь там 1,5 млн пользователей. Просто выложил на MySpace, разместил в интернете, поехал поучиться в Лондон… А дальше — ошеломительная слава.

Во все времена были люди, готовые вкалывать, очаровавшись крошечным шансом достигнуть грандиозного успеха. Всегда были и будут люди, мечтающие «пойти в артисты». Сегодня хорошо бы замерить долю тех, кто искренне уповает на мгновенный успех, но абсолютно и принци­пиально не готов к серьезным и дли­тельным усилиям для достижения цели. По моим наблюдениям, доля таких людей растет. И это не только подростки — ­молодые взрослые, имеющие хорошо оплачиваемую работу, тоже начинают интересо­ваться, как бы так попасть на ТВ, в какой-нибудь сериал, чтобы засветиться и «начать уже всерьез зарабатывать». Некоторые родители, обсуждая будущее своих детей, так же всерьез размышляют не о том, как дать хорошее образование детям, а о том, как можно сунуть их на ТВ. При этом в стороне от артистического пути огромные массы юношей и девушек после школы обманывают себя, принимая решение получать образование в области PR, маркетинга или рекламы, то есть там, где обучают секретам продвижения, а не создания материальных ценностей или общественно полезных и востребованных практик. Никто из них не предполагает или не желает знать, что учиться маркетингу и PR в принципе бессмысленно в отрыве от реальной и постоянной работы. «Маркетинг нельзя изучать, им можно только заниматься».

Заметно изменился калибр знаменитостей и сама структура их формирования. Выяснилось, что «звезды» могут производиться не средой уникально талантливых художников, а массами в сети. Знаменитости стали возникать не в специализированной и профессиональной сфере, а почти спонтанно, по еще не ясным законам, которые пытаются изучать и использовать. Но один непреложный закон никто не отменял — закон десяти тысяч часов шлифовки своего таланта, без которого никакого успеха не бывает (его опи­сы­вает М.Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры»). Никто не отменял необходимость несчетного числа попыток, провалов, разочарований и той счастливой случайности, «серендипити», которую описывает Нассим Талеб, — побочного эффекта от, быть может, не самой удачной, но интенсивной деятельности, а также готовности деятеля этот эффект увидеть, поймать и использовать.

Если же в сознании нового поколения не сформируется готовность к осуществлению бесчисленных попыток и как минимум к 10 000 часов собственного «тюнинга», в идеале — с радостью и удовольствием, неизбежно будет расти сегмент разочарованных, демотивированных, просто снулых людей. Конечно, роль его величество случая никто не отменил, и поэтому здесь все же сложно всерьез говорить о законах, можно лишь философствовать. Но именно такой настрой помогает и даже необходим, особенно в начале пути и при многочисленных тактических неудачах. В этом смысле немного обнадеживает сам Платон: «Лучшие на свете философы — мальчишки, у которых только пробивается борода».
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter